Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Лазовского С.И., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., гражданское дело по заявлению Голенцова Е.В. об оспаривании действий департамента градостроительства администрации г. Красноярска, возложении на департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска обязанности принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка и провести аукцион,
по апелляционной жалобе Голенцова Е.В. на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 12 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента градостроительства г. Красноярска от 5.6.2014 года NГ-4828-ек в предоставлении Голенцову Евгению Викторовичу в аренду земельного участка с местоположением - Красноярск, Октябрьский район, зона Ж1, между земельными участками с кадастровыми номерами N.
В удовлетворении остальных требований Голенцова Евгения Викторовича отказать",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голенцова Е.В. обратился с заявлением об оспаривании действий департамента градостроительства администрации г. Красноярска, возложении на департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска обязанности принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка и провести аукцион, мотивируя тем, что 06 мая 2014 года он обратился с заявлением в Департамента градостроительства г. Красноярска о предоставлении ему в аренду на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, зона Ж1, между земельными участками с кадастровыми номерами N, согласно прилагаемой к заявлению схемы. 05 июня 2014 года в адрес Голенцова Е.В. от департамента градостроительства было направлено письмо NГ-4828ек об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Отказ был по мотивирован предоставлением неполного пакета документов, а именно: заявителем не было предоставлено доказательств его права на первоочередное(внеочередное) предоставление земельного участка, и ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке, находится водопровод, что может причинить вред иному лицу - владельцу водопровода. С данным отказом заявитель не согласен. Просил признать незаконным отказ департамента градостроительства г. Красноярска в предоставлении ему земельного участка в аренду, для индивидуального строительства, и обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений Красноярска в течении 2 недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с информированием об этом Голенцова Е.В. и в течении 3 месяцев с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды, организовать и провести аукцион.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Голенцов Е.В. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований Голенцова Е.В. об устранении нарушения его права и обязании департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска совершить действия, направленные на реализацию права Голенцова Е.В. на заключение договора аренды земельного участка, с местоположением: г. Красноярск, "адрес", западнее земельного участка с кадастровым номером N, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что отсутствуют нормы права, в соответствии с которыми у департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска возникает обязанность по предоставлению льготникам спорного земельного участка при отсутствии от них соответствующих заявлений. Судом необоснованно сделан вывод о том, что требование о проведении аукциона противоречит обязанности Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить спорный земельный участок льготным категориям граждан, поскольку на момент принятия решения по настоящему делу судом установлено отсутствие претензий на спорный земельный участок со стороны таких граждан. Требование об устранении нарушенного права, при установлении факта нарушения права, не может являться преждевременным, поскольку Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал Голенцову Е.В. не в рассмотрении его заявления по существу, а в соблюдении процедуры предоставления земельных участков, регламентированной законом.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав заявителя Голенцова Е.В. и его представителя Голенцову Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде первой инстанции) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьей 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
С 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вышеприведенные статьи Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции на момент апелляционного рассмотрения дела) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 5, 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 06 мая 2014 года Голенцов Е.В. обратился с заявлением в департамент градостроительства г. Красноярска о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, зона Ж1, между земельными участками с кадастровыми номерами N, согласно прилагаемой к заявлению схемы.
Письмом от 05 июня 2014 года департамент градостроительства г. Красноярска уведомил Голенцова Е.В. о том, что решением градостроительной комиссии департамента градостроительства от 21 мая 2014 года, оформленным протоколом N 19, ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку Голенцов Е.В не предоставил копии документов, подтверждающие его право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка, а также поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект инженерной инфраструктуры - водопровод, в связи с чем, размещение объекта на заявленном земельном участке приведет к ограничению права пользования земельным участком.
Удовлетворяя заявления в части признания незаконным отказа департамента градостроительства г. Красноярска в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с местоположением: г. Красноярск, Октябрьский район, зона Ж1, между земельными участками с кадастровыми номерами N, суд первой инстанции исходил из того, что Голенцов Е.В. обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на общих основаниях, не ссылаясь на какие-либо льготы. Законом не предусмотрена возможность отказа заявителю в предоставлении земельного участка только по тому основанию, что он не является лицом, имеющим право на какие-либо льготы при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом судом первой инстанции установлен самовольный характер размещения на испрашиваемом земельном участке водопровода. Правообладатели данного объекта инженерной инфраструктуры судом не установлены, сведения о них департаментом не представлены, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ департамента, мотивированный тем, что предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка может нарушить права иных лиц, не основан на законе.
Решение в вышеуказанной части участвующими в деле лицами не оспаривается, в связи с чем, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении заявления в части возложения на департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска обязанности в течении 2 недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с информированием об этом Голенцова Е.В. и в течении 3 месяцев с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды, организовать и провести аукцион, суд первой инстанции исходил из того, что данные требования Голенцова Е.В. являются преждевременными. Требование о проведения аукциона противоречит обязанности департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска предоставить земельный участок иным лицам - льготникам, имеющим право на предоставление земельного участка, как вне очереди, так и в первоочередном порядке. Перед организацией и проведением аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка, департамент должен выяснить отсутствие иных претендентов на спорный земельный участок из числа льготников, наличие которых установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Как указал суд, департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, на который в настоящее время возложены обязанности по предоставлению земельных участков, должен предпринять меры к повторному рассмотрению заявления Голенцова Е.В. о предоставлении земельного участка с учетом иных возможных претендентов на него, в том числе и из числа льготников.
Судебная коллегия полагает согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку как в соответствии с законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений и в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и в соответствии с законодательством, действующим в настоящее время, торги в форме аукциона на право заключения гражданами договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства проводятся только после предварительного опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанной цели и только в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, а в случае если в указанный срок таких заявлений от иных граждан не поступит, уполномоченный орган без проведения торгов осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В данном случае права заявителя подлежат восстановлению путем возложения на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление в соответствии с установленной законом процедурой.
В этой связи судебная коллегия полагает решение на основании ст. 330 ГПК РФ изменить, дополнив резолютивную часть указанием на возложение на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление Голенцова Е.В. по состоянию на день его первоначальной подачи в соответствии с установленной законом процедурой.
В остальной части доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 12 февраля 2015 года - изменить.
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление Голенцова Е.В. по состоянию на день его первоначальной подачи в соответствии с установленной законом процедурой.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Голенцова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.