Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Войты И.В.,
судей: Мирончика И.С., Пташника И.П.,
при секретаре: Ермошкиной Н.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по заявлению Рульковской ФИО11 об оспаривании действий Департамента градостроительства администрации города Красноярска,
по апелляционной жалобе Рульковской ФИО12,
на решение Советского районного суда города Красноярска от 27 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Рульковской ФИО13 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства инвалиду 2 группы на основании заявления от 29.01.2014 года и устранении допущенного нарушения путем предоставления на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства с правом последующего выкупа, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рульковская О.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента градостроительства администрации города Красноярска, выразившихся в отказе в предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства как инвалиду 2 группы, и устранении допущенного нарушения путем предоставления ей на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства с правом последующего выкупа.
Требования мотивированы тем, что 29.01.2014 года Рульковская О.П. обратилась в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 13.02.2014 года ею получен письменный ответ, в котором было отказано в удовлетворении заявления, поскольку не предоставлены документы о составе семьи, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. С принятым отказом Рульковская О.П. не согласна, указывая на нарушение ее прав как инвалида, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Рульковская О.П. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то что, нарушены ее права как инвалида. Полагает, что отсутствие механизма применения закона не является препятствием для получения гарантированной ей законом меры социальной поддержки, а выводы суда о том, что она не состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, не имеют правового значения, поскольку право на получение земельного участка не зависит от этого обстоятельства, а нуждаемость могла быть установлена судом, а также считает несостоятельными выводы суда относительно законности действии Департамента градостроительства администрации города Красноярска по возложению на нее обязанности указать в обращении конкретный земельный участок.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась заявитель Рульковская О.П.
Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства администрации г. Красноярска не явился, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе был извещен надлежащим образом (л.д. 142).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав Рульковскую О.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу пункта 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 года "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
К числу социальных гарантий относятся и обозначенные положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Однако, указанная норма (статья 17 названного Федерального закона) поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 года, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведению подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Таким образом, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование, вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Пунктом 1 Постановления администрации г. Красноярска N 192 от 14.04.2005 года установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Из материалов дела видно, что Рульковская О.П. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно (л.д. 26).
Рульковская О.П. зарегистрирована (с 07.09.1982 года) и проживает по адресу: Красноярский край, город "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги и финансово-лицевого счета от 21.02.2014 года. Согласно данной выписке в вышеназванной квартире, общей площадью 46,60 кв. м, также зарегистрированы с 07.09.1982 года Рульковский В.А., "дата" года рождения, и с 03.08.2000 года Рульковский С.В., "дата" года рождения (л.д. 8). Данные обстоятельства не оспаривались и подтверждены Рульковской О.П.
Согласно информации, представленной администрацией Советского района в г. Красноярске, Рульковская О.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 18, 33).
29.01.2014 года Рульковская О.П. обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом Рульковской О.П. в заявлении не были указаны местонахождение и характеристики земельного участка (л.д. 22).
В ответ на обращение Рульковской О.П. с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил о невозможности предоставления земельного участка из-за того, что Рульковская О.П. не состоит в списках граждан, стоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений, при этом, правовые основания для принятия решения о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют (л.д. 16-17).
Документы, подтверждающие нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий суду не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Рульковская О.П. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит, доказательств наличия у нее, как инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не представлено, тогда как федеральным законодательством предусмотрено право на получение инвалидами во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в связи с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Таким образом, обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида (семьи) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, указывает на то, что действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий, и не усматривает оснований для удовлетворения требований Рульковской О.П. о возложении обязанности по предоставлению земельного участка на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку ни при обращении в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка, ни в материалы настоящего дела Рульковской О.П. не представлены сведения о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Более того, судебная коллегия учитывает, что Рульковская О.П. зарегистрирована и проживает в жилом помещении (квартире) по адресу: г. "адрес" общей площадью 46,60 кв. м, совместно с двумя членами ее семьи Рульковским В.А. (супруг) и Рульковским С.В. (сын), то исходя из установленной на основании Постановления администрации г. Красноярска N 192 от 14.04.2005 года учетной нормы в размере менее 12 кв. м для постановки на жилищный учет на территории города Красноярска, Рульковская О.П. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку на нее (Рульковскую О.П.) и других членов семьи приходится по 15,53 кв. м жилого помещения на каждого, из расчета: 46,60 кв. м : 3 человек = 15,53 кв. м., что фактически превышает размер вышеуказанной учетной нормы.
Довод апелляционной жалобы о том, что Рульковская О.П. страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 года, не является сам по себе основанием для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях без учета степени обеспеченности общей площадью в соответствии с положениями Постановления администрации г. Красноярска N 192 от 14.04.2005 года "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска", поскольку данное обстоятельство учитывается непосредственно при предоставлении жилого помещения.
Доводы Рульковской О.П. об исчислении нуждаемости ее в улучшении жилищных условий исходя из социальной нормы площади, установленной в соответствии с Законом Красноярского края от 27.09.1996 года N 11-339 "О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края" не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании и толковании закона, так как социальная норма площади жилья не относится к нормам по предоставлению жилых помещений, поскольку названным нормативным актом устанавливается размер не жилой, а общей площади жилого помещения. Так, ст. 2 названного Закона предусматривает, что социальная норма площади жилья - размер общей площади жилого помещения, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате населением жилья и коммунальных услуг и на основе которой определяются дифференцированные ставки и тарифы на оплату населением жилья и коммунальных услуг.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы Рульковской О.П. о том, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка она не обязана была указывать местоположение и площадь истребуемого земельного участка, поскольку пунктом 17 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска N 218-р от 03.10.2013 года, в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства указываются: предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома; обоснование примерного размера земельного участка. Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что данные доводы не имеют решающего значения для рассмотрения заявленных Рульковской О.П. требований по существу при условии того, что нуждаемость Рульковской О.П. в улучшении жилищных условий не установлена как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции, что является безусловным основанием для отказа Рульковской О.П. в удовлетворении заявленных ею требований.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действиями Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившимися в письменном ответе от 07.02.2014 года на заявление от 29.01.2014 года и отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", какие-либо права и интересы Рульковской О.П. не нарушены.
Судебная коллегия учитывает, что доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к собственному толкованию Рульковской О.П. норм действующего законодательства РФ, которое является ошибочным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Красноярска от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рульковской ФИО14 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.