судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Гаус Т.И.
судей Тихоновой Т.В., Деева А.В.
при секретаре Юровой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.
гражданское дело по иску Титкова А.П. к администрации Мотыгинского района Красноярского края о включении времени прохождения службы в общий стаж и возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета,
по апелляционной жалобе министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушкова Н.С.
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 04 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Титкова А.П. к администрации Мотыгинского района Красноярского края о включении времени прохождения службы в общий стаж и об обязании поставить в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета удовлетворить частично.
Включить Титкову А.П. в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях время прохождения службы в органах внутренних дел с 01.06.1987 года по 04.09.2008 года.
Признать за Титковым А.П. право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25.10.2002 г.
Обязать администрацию Мотыгинского района Красноярского края поставить Титкова А.П. в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25.10.2002 года датой обращения получения письменного ответа - 01.12.2014 года.
Взыскать с администрации Мотыгинского района Красноярского края в пользу Титкова А.П. судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Титков А.П. обратился в суд с иском к администрации Мотыгинского района Красноярского края о включении времени прохождения службы в общий стаж и возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом "данные изъяты" группы, 26.11.2014 года обратился в администрацию Мотыгинского района с заявлением о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Письмом от 01.12.2014 года в удовлетворении заявления истцу было отказано со ссылкой на то, что общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее пятнадцати календарных лет. Вместе с тем, ответчиком не учтено время работы истца в органах внутренних дел с 01.06.1987 года по 04.09.2008 года. Ответчик считает, что службу истца в органах внутренних дел нельзя считать трудовой деятельностью. С данным решением истец не согласен, поскольку невключение периода его службы в органах внутренних дел в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приведет к ущемлению его конституционных прав, в том числе, на гарантированную социальную поддержку государства, предусмотренную в данном случае Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушков Н.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на отсутствие у истца требуемого трудового стажа в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях и как следствие необоснованную постановку в очередь на получение жилищной субсидии.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика Епифанова И.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Титкова А.П., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст.2 Закона если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь - работающим гражданам.
Согласно ст.3 названного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п.2 ст.11 Закона периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
На основании ст.30 Закона под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.1992, в которую включается, в том числе, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Титков А.П. проходил службу в органах внутренних дел непрерывно с 01.06.1987 года по 04.09.2008 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Выслуга лет по состоянию на 04.09.2008 года составляет в календарном исчислении 22 года 07 месяцев 25 дней, для выплаты единовременного пособия - 21 год 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении - 32 года 11 месяцев 26 дней.
Кроме того, согласно справке Отдела МВД России по Мотыгинскому району от 20.11.2014 года трудовой стаж Титкова А.П. в районе, приравненном к районам Крайнего Севера составляет 02 дня 0 месяцев 29 лет.
01.12.2014 года администрацией Мотыгинского района Титкову А.П. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по причине того, что общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет менее пятнадцати календарных лет, его время работы в органах внутренних дел в количестве 21 года не может учитываться, так как службу истца в органах внутренних дел нельзя считать трудовой деятельностью.
Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что истец приобрел право на получение жилищной субсидии, поскольку имеет необходимый 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, пробелы в законодательстве по вопросу о включении периодов военной службы на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии, не могу служить основанием для ограничения конституционных прав граждан, закрепленных в ст.ст. 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в том числе в сфере предоставления дополнительных гарантий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно включил периоды службы истца в органах внутренних дел на территории Мотыгинского района Красноярского края с 01.06.1987 года по 04.09.2008 года в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывая, что в соответствии с абз.4 ст.64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
Кроме того, в рамках Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера.
С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд обоснованно обязал администрацию Мотыгинского района включить Титкова А.П. в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Более того, как следует из пояснений истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в настоящее время он поставлен в очередь на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что время работы Титкова А.П. в органах внутренних дел не включается в общий стаж, необходимый для получения выплаты, является несостоятельным, поскольку действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении сотрудников органов внутренних дел. В этой связи ссылка представителя ответчика на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, устанавливающие данного рода ограничения, не может быть принята во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, приведенные в обоснование заявленных исковых требований, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом первой инстанции при тщательном исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что нашло отражение в оспариваемом решении.
Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к отмене или изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона. Доказательств, опровергающих правильные выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 04 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушкова Н.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.