Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Мирончика И.С., Пташника И.П.,
с участием: прокурора Андреева А.И.,
при секретаре: Становой У.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКП "Аэропорты Красноярья" о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" Щербаковой Л.Е.,
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Енисейского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКП "Аэропорты Красноярья" о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия - удовлетворить частично.
Признать бездействие ФКП "Аэропорты Красноярья" в части необеспечения беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры на территории аэропорта "Северо-Енисейск" незаконным.
Обязать ФКП "Аэропорты Красноярья" оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами, оборудовать поручнями пандус на пути следования в здание аэропорта в срок до 01.10.2015 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Енисейский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКП "Аэропорты Красноярья" (с учетом последующего уточнения к иску) о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры на территории аэропорта "Северо-Енисейск" и обязании ФКП "Аэропорты Красноярья" в срок в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу: оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами; оборудовать пандус на пути следования в здание аэропорта "Северо-Енисейск" поручнями в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605; дублировать информирующие обозначения помещений внутри здания рельефными знаками.
Требования мотивированы тем, что Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФКП "Аэропорты Красноярья" прав пассажиров с ограниченными возможностями в аэропорту "Северо-Енисейск", в результате которой были выявлены указанные выше нарушения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКП "Аэропорты Красноярья" Щербакова Л.Е. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, не соответствующее принципам разумности и объективности. У ответчика отсутствует реальная возможность и необходимость оборудования пассажирскими лифтами и подъемными механизмами здание аэровокзала, потому что на втором этаже здания отсутствуют помещения для пассажиров с ограниченными возможностями. Кроме того, судом не приняты во внимание нормы действующего законодательства, предусматривающие возможность и предоставление предприятию права на разумное приспособление зданий для использования лицами с ограниченными возможностями.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: прокурор Андреев А.И., представитель ответчика ФКП "Аэропорты Красноярска" Щербакова Л.Е., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Щербакову Л.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Андреева А.И., согласившегося с решением суда, обсудив приведенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части возложения обязанности на ФКП "Аэропорты Красноярья" оборудования поручнями пандуса на пути следования в здание аэропорта "Северо-Енисейск" в срок до 01.10.2015 года не обжалуется, в связи с чем, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из содержания ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу положений п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.10, 5.2.1.3, 5.2.2.1.1, 5.3.2, 5.6.2, 5.6.9, 6.1.18, 5.6.1.1 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, рекомендуется предусматривать световые маячки. Зоны "возможной опасности" с учетом проекции движения дверного полотна должны быть обозначены контрастной цвету окружающего пространства, краской для разметки. При перепаде высот в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или иные подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения. При резкой смене высоты пола в помещении для защиты от падения следует ставить ограждения высотой 1-1,2 м. В уборных общественных и производственных зданий необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины доступной для всех категорий граждан. Системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51764, а также учитывать требования ППБ 104. Применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, в пределах предприятия, транспортного маршрута и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации. Желательно использовать международные символы. Информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью, со стороны; дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м. Ширина подсобных помещений должна быть не менее, м: передней (с возможностью хранения кресла-коляски) 1,6; внутриквартирных коридоров 1,15; ширина проема межкомнатных дверей в свету должна быть не менее 0,9. Места для инвалидов в зальных помещениях следует располагать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; удобный прием пищи (в обеденных залах и кулуарах при залах); отдыха (в зале ожидания).
Удовлетворяя исковые требования Енисейского транспортного прокурора в части возложения обязанности на ФКП "Аэропорты Красноярья" оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами в срок до 01.10.2015 года, суд первой инстанции исходил из того, что здание указанного аэропорта не соответствует нормам действующего законодательства РФ, предусматривающего защиту прав и интересов пассажиров с ограниченными возможностями, с учетом результатов проведенной прокурорской проверки, выявившей такие нарушения.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда и полагает, что доводы апелляционной жалобы в части необоснованности возложения обязанности на ответчика оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами заслуживают внимания, а решение суда в данной части подлежит отмене по причине нарушения судом норм процессуального права и несоответствия его выводов обстоятельствам дела в силу следующего.
Как следует из выписки из Реестра объектов капитального строительства, имеющейся в материалах дела, здание аэропорта "Северо-Енисейск" представляет собой двухэтажное здание, которое построено и введено в эксплуатацию в 1985 году.
Судебная коллегия учитывает, что конструктивные особенности здания вышеуказанного аэропорта, спроектированного и построенного в 1985 году по действовавшим ранее нормативным документам до введения в действие Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, не предусматривали в здании наличия пассажирского лифта или подъемной платформы, в связи с чем, действующие в настоящее время данные технические нормы не могут применяться в деятельности аэропорта "Северо-Енисейск" в части требований установки пассажирских лифтов или подъемных платформ, поскольку из их содержания следует, что установка пассажирских лифтов или подъемных платформ в здании аэропорта, которое не предусматривало наличие таких технических приспособлений, возможна только при его реконструкции.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В нарушение требований ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд не выносил перед сторонами на обсуждение вопрос о назначении строительно-технической экспертизы для разрешения вопроса о возможности установки пассажирских лифтов или подъемных платформ в здании аэропорта "Северо-Енисейск", без проведения которой не представляется возможным разрешить вышеуказанную часть заявленных исковых требований Енисейского транспортного прокурора.
При этом со стороны Енисейского транспортного прокурора в обосновании своих исковых требований не представлено каких-либо технических заключений компетентных специалистов или экспертов, подтверждающих возможность реконструкции здания вышеуказанного аэропорта для установки пассажирских лифтов или подъемных платформ без наступления негативных последствий, которые могут повлечь как техническое разрушение здания, так и его нарушение целостности, что может привести к угрозе жизни и здоровья людей, а также нарушения функционирования аэропорта "Северо-Енисейск".
Более того, Енисейским транспортным прокурором не доказано, что в здании аэропорта "Северо-Енисейск" необходимо оборудование пассажирскими лифтами или подъемными платформами, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства о нахождении помещений на втором этаже здания аэропорта, которые могут быть предназначены для пассажиров с ограниченными возможностями.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда не должно вызывать затруднений при его исполнении.
При этом судом при удовлетворении исковых требований в вышеуказанной части и возложении обязанности на ответчика оборудовать здание аэропорта пассажирскими лифтами или подъемными платформами, не учтено, что такое оборудование невозможно без получения технического заключения о возможности установки пассажирских лифтов или подъемных платформ в данном здании. Судебная коллегия учитывает, что в случае отсутствия технической возможности установки пассажирских лифтов или подъемных платформ в здании аэропорта "Северо-Енисейск" решение суда в этой части является неисполнимым.
В связи с тем, что выводы суда в части возложения обязанности на ответчика оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами противоречат установленным обстоятельствам дела, а все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела установлены в настоящем судебном заседании, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Енисейского транспортного прокурора о возложении обязанности на ФКП "Аэропорты Красноярья" оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" Щербаковой Л.Е. удовлетворить.
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 13 октября 2014 года изменить.
Данное решение суда в части возложения обязанности на ФКП "Аэропорты Красноярья" оборудовать здание аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами в срок до 01.10.2015 года отменить и принять в отмененной части новое решение, в соответствии с которым отказать Енисейскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к ФКП "Аэропорты Красноярья" в части оборудования здания аэропорта "Северо-Енисейск" пассажирскими лифтами или подъемными платформами в срок в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.