Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 26 мая 2015 г. по делу N 33-276/2015
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
- Кураксина А.С.
и судей:
- Андрусова В.А. и Пунтусова Д.В.,
при секретаре - Гончаренко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу представителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" ФИО1 на определение Краснореченского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2015 года об оставлении без движения искового заявления названного учреждения к военнослужащему войсковой части N "Звание" Казакевичу В. М. о взыскании излишне выплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Пунтусова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Определением судьи Краснореченского гарнизонного военного суда исковое заявление федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") к Казакевичу В.М. было оставлено без движения в связи с нарушением требований ст.ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключающихся в том, что к заявлению не был приложен расчет взыскиваемой суммы и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Не согласившись с указанным определением, представителем ФКУ "ЕРЦ МО РФ" ФИО1 подана частная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного определения и рассмотрении искового заявления судом.
В частной жалобе представитель названного учреждения приводит доводы, суть которых сводится к требованию об освобождении ФКУ "ЕРЦ МО РФ" как органа военного управления от уплаты государственной пошлины.
Ссылаясь на Указ Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" автор жалобы указывает, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 установлено, что к органам военного управления относятся Министерство обороны РФ, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, как руководитель Министерства обороны Российской Федерации, выступающий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истца или ответчика, освобождается от уплаты государственной пошлины.
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" действует на основании Положения, утвержденного Министром обороны РФ от 21 октября 2011 года, согласно которому данное учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ и в соответствии со вторым параграфом Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны РФ (далее - Временный порядок), утвержденным Министром обороны РФ 23 июля 2011 года, входит в перечень центральных органов военного управления.
Таким образом, по мнению ФИО1, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ также подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при выступлении в качестве истца или ответчика по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, как центральный орган военного управления, созданный в целях реализации государственной социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения определения гарнизонного военного суда.
Налоговые льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям установлены статьёй 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 1 которой определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъясняет, что разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Несмотря на то обстоятельство, что согласно схеме взаимодействия органов военного управления, определенной Временным порядком, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" хоть и относится к центральным органам военного управления, в то же время не является государственным органом, созданным в вышеуказанных целях.
Как верно установлено судом первой инстанции, в силу пункта 18 Положения о федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" указанное учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, что не связано с деятельностью по обороне и безопасности государства, в связи с чем налоговые льготы к данному учреждению не применимы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329 и 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Краснореченского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2015 года об оставлении без движения искового заявления Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Казакевичу В. М. о взыскании излишне выплаченных денежных средств оставить без изменения, а частную жалобу представителя названного учреждения - без удовлетворения.
Согласовано
Судья Д.В. Пунтусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.