Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Богданова А.П.,
при секретаре Белоусе С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пархимовича А.П., действующего в интересах несовершеннолетнего П.А.Д., к Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 02 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Колотилова Е.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Несовершеннолетний П.А.Д. является "данные изъяты" и имеет право на получение санаторно-курортного лечения на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
ДД.ММ.ГГГГ Пархимович А.П. обратился от имени "данные изъяты" в Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - БРО ФСС РФ) с заявлением о включении в списки очередности на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. В подтверждение права на получение санаторно-курортного лечения была приложена к заявлению справка 070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени путевка за 2014 год П.А.Д. не предоставлена.
Дело инициировано иском Пархимовича А.П., действующего в интересах несовершеннолетнего П.А.Д., который просил обязать ГУ - БРО ФСС РФ предоставить П.А.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В судебное заседание истец П.А.Д. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства..
Представитель ответчика ГУ - БРО ФСС РФ возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 10 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 9 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона имеют дети-инвалиды.
На основании ст. 6.2 вышеуказанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 этого же закона, набора социальных услуг включается ряд социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п. 3.6 Порядка, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2004, регистрационный N 6189).
В соответствии с п. 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Пунктом 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, определено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, законом установлены социальные гарантии по обеспечению "данные изъяты" путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем П.А.Д., являющемуся "данные изъяты" и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета.
В силу положений ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено законом в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Кроме того, в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
По этой причине необоснованна ссылка в апелляционной жалобе на то основание, что стоимость одного дня пребывания в 2014 году составляла 976,3 руб., а в 2015 году - 1028,9 руб., то есть П.А.Д. может иметь право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета с учетом ее предельной стоимости установленной на этот год.
Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для обеспечения ребенка-инвалида гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за 2014 год.
ГУ - БРО ФСС РФ, не может быть освобождено от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного 2014 г., установленного для предоставления гражданам социальных услуг, поскольку они прямо закреплены на законодательном уровне и неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Неисполнение государством своих обязанностей в установленный законом период (календарный год) обеспечить санаторно-курортными путевками всех лиц, имеющих право на данную социальную льготу, не является основанием для лишения конкретного гражданина (истца) принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, в том числе и на будущий период.
Доводы апеллятора о том, что Фонд социального страхования не является распорядителем федеральных денежных средств, а участвует в финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению льготной категории граждан санаторно-курортного лечения, полномочия исполнительных органов которого ограничиваются проведением закупок путевок на санаторно-курортное лечение, не основаны на законе.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, которым утверждены "Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации" управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации как специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение во исполнение поставленных перед Фондом задач приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 "Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328).
Из изложенного следует, что обязанность по предоставлению детям-инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение возложена на Фонд социального страхования РФ.
При этом действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена вина в качестве условия для возможности понуждения Фонда в судебном порядке к исполнению своих обязанностей. При соблюдении "данные изъяты" порядка получения санаторно-курортной путевки ответственным лицом за неисполнение обязанности по предоставлению социальной услуги является Фонд социального страхования независимо от наличия вины последнего.
Данные выводы согласуются с позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 27.06.2014 N 14-КГ14-9, от 11.04.2014 N 18-КГ14-29, от 19.04.2013 N 77-КГ13-1, от 18.05.2012 N 16-В12-8, согласно которой истцу, своевременно обратившемуся к ФСС с соответствующим заявлением с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета; недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
По настоящему делу судом установлено наличие у П.А.Д. права на получение санаторно-курортной путевки за 2014 год, соблюдение порядка получения путевки.
Судебная коллегия полагает, что недостаточное государственное финансирование расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, как и иные обстоятельства, не связанные с нарушением порядка предоставления санаторно-курортной путевки самим получателем социальной услуги, не могут являться основанием для освобождения Фонда социального страхования от исполнения возложенных на него обязанностей и для отказа в восстановлении нарушенного права "данные изъяты".
Как правильно указал суд первой инстанции, понуждение Фонда социального страхования в судебном порядке к предоставлению П.А.Д. санаторно-курортной путевки не может рассматриваться как нарушение принципа очередности предоставления социальных услуг и прав других лиц, состоящих в очереди, поскольку все получатели социальных услуг имеют право на обращение в суд.
Ссылка в жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О не является основанием к отмене решения, так как названное Определение не содержит правовой позиции о том, что граждане в случае не предоставления им путевки в текущем году лишаются права требовать ее предоставления в судебном порядке.
Действительно, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О следует, что не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, п. 2.3 указанного Определения установлено следующее: если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
В связи с изложенным выше нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований истца ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на получение путевки.
Указание в жалобе на то, что ответчик не является распорядителем бюджетных средств, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по требованию истца, несостоятельно, поскольку в соответствии с действующим законодательством надлежащим ответчиком по данной категории споров являются территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации
В силу положений ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено законом в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Кроме того, в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Иных доводов в жалобе не заявлено.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение является законным, обоснованным, соответствует требованиям ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 02 марта 2015 г. по делу по иску Пархимовича А.П., действующего в интересах несовершеннолетнего П.А.Д., к Государственному учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.