Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Пащенко Н.В.
судей коллегии Нимаевой О.З., Назимовой П.С.,
при секретаре Коневиной Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Ангархаевой Б.С., Балдановой Н.Б., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних А, Б к администрации МО "Тункинский район" о признании пострадавшими и утратившими имущество в результате чрезвычайной ситуации природного характера для получения единовременной финансовой помощи
по апелляционной жалобе администрации МО "Тункинский район"
на решение Тункинского
районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Ангархаевой Б.С., Балдановой Н.Б., Балдановой Н.Б. в интересах несовершеннолетних А., Б. к администрации МО "Тункинский район" о признании пострадавшими и утратившими имущество в результате чрезвычайной ситуации природного характера для получения единовременной финансовой помощи.
Признать право Ангархаевой Б.С., Балдановой Н.Б., А., Б., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме " ... " руб. на каждого.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Ангархаева Б.С. и Балданова Н.Б., действуя за себя и в интересах несовершеннолетних А., Б., просили признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере " ... " руб. на каждого пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в " ... ".
Требования основаны на том, что истцы являются одной семьей и проживают в жилом доме по адресу: " ... ". Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... года дом истцов и земельный участок были затоплены, вследствие чего утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости.
В суде первой инстанции Ангархаева Б.С. и представитель Сычева О.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. не возражала против заявленных требований.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. просит его отменить и принять решение о частичном удовлетворении исковых требований. Указывает, что расчет размера финансовой помощи за утрату имущества производится исходя из минимальной границы ущерба, указанного в акте, а размер ущерба, превышающий установленный указанным актом минимум, должен быть доказан пострадавшими самостоятельно в судебном порядке. Учитывая, что истцы частично утратили имущество первой необходимости, возмещению подлежит сумма в размере " ... " руб. на всех пострадавших.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что Ангархаева Б.С., Балданова Н.Б. и ее несовершеннолетние дети А. и Б. проживают в жилом доме по адресу: " ... ", что подтверждается справкой от ... г., выданной МО СП "Аршан".
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживают истцы, подвергся затоплению.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Бурприроднадзора, администрации Тункинского района, МЧС России, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ", в жилом помещении по адресу: п. Аршан, микрорайон, дом б/н, требуется вскрытие и замена пола, предварительный ущерб составил " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом истцов действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, Ангархаева Б.С., Балданова Н.Б. и ее несовершеннолетние дети А. и Б. утратили часть своего имущества первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме " ... " руб. на каждого.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части.
Право истцов, в том числе несовершеннолетних, на возмещение ущерба и получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества ответчик в жалобе не оспаривает, ссылаясь лишь на неверное определение размера выплаты, приходящейся в совокупности на всех истцов.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "Г", "Д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинскиий район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании права истцов, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... руб. на каждого.
Как следует из положений Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО "Тункинский район" от 21 июля 2014 года, и указанного выше Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы понесенного ущерба.
Вместе с тем как видно из материалов дела, указанный в акте обследования жилого помещения размер ущерба (от " ... " руб.) имеет лишь предварительный характер, что прямо следует из его текста, и не отражает фактический размер понесенных наводнением убытков.
Напротив, из пояснений истцов следует, что их имущество утрачено полностью, в том числе вещи, одежда, бытовая техника, мебель, сам дом нуждается в капитальном ремонте, необходимо заменить фундамент, из-за сырости дом поражен грибком, что требует полного разбора жилого дома и соответствующих денежных затрат. Указанные обстоятельства подтвердили в суде свидетели В. и Г., не доверять показаниям которых оснований не имеется.
Пояснения истцов и свидетелей, а также фотоматериал позволяют прийти к выводу о том, что минимальный (предварительный) размер ущерба в сумме " ... " руб., указанный в акте обследований жилого дома от ... года, не соответствует действительности и является заниженным. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
Более того, следует учесть, то в данном акте не приведен конкретный перечень имущества истцов, которое было утрачено, не определена их рыночная стоимость, равно как и локально-сметный расчет стоимости проведения ремонта жилого дома. Уполномоченным органом не принято решение об установлении окончательного размера ущерба, причиненного истцам в результате наводнения.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании за всеми истцами права на получение единовременной финансовой помощи в размере ... руб. на каждого, не противоречит требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов, которые не содержат положений о том, что в случае частичной или полной утраты имущества выплате подлежат " ... " руб. и " ... " руб. соответственно на всех пострадавших.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в апелляционной жалобе не приведены иные доводы, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: О.З. Нимаева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.