Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Урмаевой Т.А.
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Назимовой П.С.,
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Шалбановой Н.С., Будаева А.В., Бадмаевой Н.Ж., Аюшеева З.Ю., Шалбановой Н.С. в интересах несовершеннолетних А., Аюшеевой З.Ю., Бадмаева З.Б. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера
по апелляционной жалобе администрации МО "Тункинский район"
на решение Тункинского
районного суда Республики Бурятия от 10 апреля 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Шалбановой Н.С., Будаева А.В., Бадмаевой Н.Ж., Аюшеева З.Ю., Шалбановой Н.С. в интересах несовершеннолетних А., Аюшеевой З.Ю., Бадмаева З.Б. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Шалбановой Н.С., Будаева А.В., Бадмаевой Н.Ж., А, Аюшева З.Ю., Аюшеевой З.Ю., Бадмаева З.Б., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества в сумме ... руб. на каждого.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Разъяснить истцам, что в силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ при допущении немедленного исполнения решения суд обязывает истцов обеспечить поворот его исполнения на случай отмены решения суда.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Шалбанова Н.С., Будаев А.В., Бадмаева Н.Ж., Аюшеев З.Ю., Аюшеева З.Ю., Бадмаев З.Б., действуя за себя и в интересах несовершеннолетнего А., просили признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества из расчета в размере ... руб. на каждого пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ".
Требования основаны на том, что истцы проживают в жилом доме по адресу: " ... ", который принадлежит Шалбановой Н.С. на праве собственности. Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... года дом истцов и земельный участок были затоплены, вследствие чего утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет ... руб., полы заилены, подвал заилен, высота ила 20 см, необходимо вскрытие и замена пола, часть имущества утрачена. Истцы обратились в орган местного самоуправления с заявлением о признании их пострадавшими и оказании мер государственной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, однако оказанную материальную помощь в размере ... руб. истцы считают явно заниженной.
В суде первой инстанции Шалбанова Н.С., Будаев А.В. и представитель Сычева О.Н. иск поддержали.
Аюшеева З.Ю., Бадмаева З.Б., Бадмаева Н.Ж., Аюшеев З.Ю. в суд не явились.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. возражала против заявленных требований, указав, что все причитающиеся истцам выплаты произведены.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. просит его отменить. Указывает на то, что актом уполномоченного органа установлено, что жилое помещение истцов пригодно для проживания, следовательно, истцы частично утратили имущество первой необходимости, и финансовая помощь за утрату имущества должна быть определена в размере ... руб. Пятерым истцам уже выплачена финансовая помощь на общую сумму ... руб. Расчет размера финансовой помощи за утрату имущества производится, исходя из минимальной границы ущерба, указанного в соответствующем акте, а размер ущерба, превышающий установленный указанным актом минимум, должен быть доказан пострадавшими самостоятельно в судебном порядке.
На заседание судебной коллегии стороны не явились. Представитель МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Шалбанова Н.С., Будаев А.В., Бадмаева Н.Ж., Аюшеев З.Ю., Аюшева З.Ю., Бадмаев З.Б., А. проживают в жилом доме по адресу: " ... ", который принадлежит Шалбановой Н.С. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ...
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживают истцы, подвергся затоплению.
Истцы обратились с заявлением в МО СП "Аршан" о признании их пострадавшими от затопления.
Как следует из протокола заседания комиссии на оказание разовой материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Шалбановой Н.С., Аюшееву З.Ю., Аюшееву З.Ю., Аюшеевой З.Ю., Бадмаеву З.Б. выплачена финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб., из расчета по ... руб. на каждого пострадавшего.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района", МЧС России, в жилом доме по адресу: " ... " заилены подвал, полы, высота ила 20 см, необходимо вскрытие и замена пола, часть имущества утрачена. Жилое помещение пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт пола, предварительный ущерб составил ... руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом истцов действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, Шалбанова Н.С., Будаев А.В., Бадмаева Н.Ж., Аюшеев З.Ю., Аюшеева З.Ю., Бадмаев З.Б., А. утратили часть своего имущества первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости в сумме ... руб. на каждого.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинскиий район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет ... руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - ... руб.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании права истцов, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... руб. на каждого.
Как следует из положений Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО "Тункинский район" от 21 июля 2014 года, и указанного выше Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы понесенного ущерба.
Вместе с тем как видно из материалов дела, указанный в акте обследования жилого помещения размер ущерба (от ... руб.) имеет лишь предварительный характер, что прямо следует из его текста, и не отражает фактический размер понесенных наводнением убытков.
Напротив, из пояснений истцов следует, что их имущество утрачено, в том числе вещи, овощи, бытовая техника, мебель, домашняя утварь, сам дом нуждается в капитальном ремонте, снесен забор, в подполье заилено, из-за сырости дом поражен грибком, что требует полного восстановления жилого дома и соответствующих денежных затрат. Указанные обстоятельства подтвердили в суде свидетели Б. и В., не доверять показаниям которых оснований не имеется.
Пояснения истцов и свидетелей позволяют прийти к выводу о том, что минимальный (предварительный) размер ущерба в сумме ... руб., указанный в акте обследований жилого дома от ... года, не соответствует действительности и является заниженным. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
Более того, следует учесть, то в данном акте не приведен конкретный перечень имущества истцов, которое было утрачено, не определена их рыночная стоимость, равно как и локально-сметный расчет стоимости проведения капитального ремонта жилого дома. Уполномоченным органом не принято решение об установлении окончательного размера ущерба, причиненного истцам в результате наводнения.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании за всеми истцами права на получение единовременной финансовой помощи в размере ... руб. на каждого, не противоречит требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов, которые не содержат положений о том, что в случае частичной или полной утраты имущества выплате подлежат ... руб. и ... руб. соответственно на всех пострадавших.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в апелляционной жалобе не приведены иные доводы, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 10 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: О.Л. Гимадеева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.