Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 июня 2015 г. по делу N 33-2186/2015
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей Тубденовой Ж.В., Казанцевой Т.Б., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., при секретаре Коневиной Г.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Джидинского района Республики Бурятия Хулугурова Ю.Н. на решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 07 апреля 2015г. по заявлению начальника Отдела МВД России по Джидинскому району РБ об установлении административного надзора в отношении Ядыкина К.А., которым постановлено:
Заявление начальника ОМВД России по Джидинскому району Жанаева С.В. об установлении административного надзора в отношении Ядыкина К.А. - удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Ядыкина К.А., ... года рождения, уроженца " ... ", проживающего " ... ", на срок 2 (два) года.
Установить ему следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы территории Джидинского района без уведомления органа внутренних дел; запретить нахождение вне дома с 22 до 6 часов; возложить обязанность являться в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц с 1 по 5 число каждого месяца для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Дмитриеву Ю.А., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник отдела МВД России по Джидинскому району РБ ФИО17 обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ядыкина К.А., осужденного за совершение " ... ", сроком на 3 года с возложением ограничений в виде запрета выезда за пределы Джидинского района без уведомления органа внутренних дел, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 22-00 час. до 06-00 час., а также возложить обязанность являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания с 1 по 5 и с 20 по 25 числа для регистрации.
В судебном заседании представитель ОМВД России по Джидинскому району РБ Дармаева А.А. заявление поддержала.
Заинтересованное лицо Ядыкин К.А. против установления административного надзора не возражал.
Помощник прокурора Джидинского района РБ Хулугуров Ю.С. полагал заявленные требования обоснованными.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Джидинского района РБ Хулугуров Ю.С. просит изменить решение суда, исключив из установленного судом ограничения в виде выезда за пределы территории Джидинского района фразу "без уведомления органа внутренних дел".
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Дмитриеву Ю.А., полагавшую необходимым решение суда изменить по доводам представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и основания установления административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, в частности, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п.1).
Разрешая заявленные требования, районный суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, подлежащие применению, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал верную оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Судом установлено, что Ядыкин К.А. осужден приговором " ... " районного суда РБ от ... за совершение преступления, предусмотренного " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением " ... " районного суда г. Улан-Удэ от ... Ядыкин К.А. освобожден условно-досрочно на неотбытую часть наказания.
После отбытия наказания Ядыкин К.А. в течение года дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, а именно ... и ... он был привлечен к административной ответственности по ст. " ... " КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Ядыкина К.А. административного надзора. Выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Вместе с тем, устанавливая административные ограничения, суд допустил нарушение норм материального права.
Частью 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде запрета: пребывания в определенных местах; посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезда за установленные судом пределы территории. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Указанный перечень административных ограничений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения, должны быть конкретными, четко определенными.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона к административным ограничениям относится запрет выезда за установленные судом пределы территории, однако в решении суда данный вид административного ограничения дополнен фразой "без уведомления органа внутренних дел", что не соответствует указанной норме.
Кроме того, сам закон предусматривает механизм исполнения указанного ограничения.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ в случаях предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными жизненными обстоятельствами, которых в рамках настоящего гражданского дела не установлено.
Таким образом, каких-либо оснований изменять вид ограничения, предусмотренный Федеральным законом, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение в указанной части подлежит изменению путем исключения из резолютивной части решения ссылки на необходимость уведомления органов внутренних дел в случае выезда за пределы территории Джидинского района.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление удовлетворить.
Решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 07 апреля 2015 года изменить в части установления административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории Джидинского района без уведомления органа внутренних дел, исключив из резолютивной части решения слова "без уведомления органа внутренних дел".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: В.А. Иванова
Судьи: Ж.В. Тубденова
Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.