Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Эрендженове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Калмыкия "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова" Джамбиновой Т.Н. (далее - БОУ СПО РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова") на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора БОУ СПО РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова" Джамбиновой Т.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора г. Элисты по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Калмыкия Бадмаева Б.О. N 3-71/2015/3 от 13 мая 2015 года директор БОУ СПО РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова" Джамбинова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере *(* тысяч) рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора Джамбиновой Т.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Джамбинова Т.Н. просит вынесенное по делу решение отменить, как незаконное и необоснованное, ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения. Указывает, что помещение базовой школы с полным днем пребывания "Алтн Гасн" оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что подтверждается актом обследования N3 от 3 апреля 2014 года, составленным государственным инспектором г. Элисты по пожарному надзору Мачаевым С.С.
Невыполнение их учреждением мероприятий по оснащению системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей на этот сигнал организации произошло в связи с отсутствием финансирования со стороны Учредителя - Министерства образования и науки РК, которому неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на выполнение мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
Кроме того, считает, что охраняемым общественным отношениям совершенным административным правонарушением вред не наступил, инкриминируемое ей деяние является малозначительным.
В судебное заседание Джамбинова Т.Н. не явилась, просила рассмотреть в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Мугулдаева Н.Н. поддержала доводы жалобы.
Представитель Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия Бадмаев Б.О. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из содержания ст. 26.1 КоАП РФ следует, что суд обязан исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также причины и условия совершения такого правонарушения.
Признавая Джамбинову Т.А. виновной, суд исходил из того, что её вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, бесспорно подтверждается собранными по делу доказательствами.
С данным выводом суда следует согласиться.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 и ч.3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет административную ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Закона о пожарной безопасности).
Ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами.
В соответствии с пп."а" п.4 ч.1 ст.32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч.7 ст. 83 Технического регламента).
Как следует из представленных материалов, отделом надзорной деятельности по г. Элиста УНД ГУ МЧС России по РК 28 апреля 2015 года проведена плановая выездная проверка соблюдения базовой школой "Алтн Гасн" требований пожарной безопасности, по результатам которой главным инспектором Бадмаевым Б.О. был составлен протокол и установлено, что помещение школы не оборудовано системой пожарной сигнализации с дублированием сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участи работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Указанные обстоятельства нарушения базовой школой "Алтн Гасн" названных требований пожарной безопасности подтверждаются протоколом N * от 28 апреля 2015 года и постановлением N 3* от 13 мая 2015 года.
Постановлением государственного инспектора по г. Элисты по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Калмыкия директор БОУ СПО РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова" Джамбинова Т.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере * рублей.
Выводы о виновности Джамбиновой Т.А. сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены должностным лицом и судьей в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ. Допущенным нарушениям требований пожарной безопасности дана правильная юридическая квалификация.
Доводы жалобы Джамбиновой Т.А. о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, являются необоснованными, поскольку факт совершения вмененного административного правонарушения и вина должностного лица подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
При этом как правильно установлено судом, нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки, подлежат обязательному устранению, поскольку базовая школа с полным днём пребывания относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием малолетних детей). Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении. Помимо этого, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Отсутствие же финансирования на устранение вышеназванного нарушения, и ссылка Джамбиновой на имеющуюся в материалах дела переписку, а также на акт обследования N* от 3 апреля 2014 года, составленный административным органом, обстоятельством, исключающим ответственность за совершение административного правонарушения, являться не может. Данных о том, что со дня вступления в силу ч.7 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (13 июля 2014 года), ею были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на устранение нарушений противопожарного режима, в материалах дела не имеется. Предоставленное же в суд письмо - обращение в Министерство образования и науки РК от 13 мая 2015 года, после привлечения ее к административной ответственности, таковым являться не может.
Доводы автора жалобы о том, что инкриминируемое ей деяние является малозначительным, поскольку существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не имеется, не могут быть приняты во внимание.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Выполнение же противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в ненадлежащем отношении лица к исполнению обязанностей, установленных законодательством.
При таких данных, оснований для признания вмененного Джамбиновой административного правонарушения малозначительным не имеется. Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы должностного лица и суда о виновности Джамбиновой Т.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного 20.4 КоАП РФ, не представлено.
В связи с этим, оснований для отмены принятых по делу решений по доводам жалобы, в том числе для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Калмыкия "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова" Джамбиновой Т.Н. оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.
Судья В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.