Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Габунова Н.Э.,
судей Джульчигиновой В.К. и Андреевой А.В.,
при секретаре Цереновой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алёшкина С.О. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в перерасчете возобновленной пенсии по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения истца Алёшкина С.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Манджиевой Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алёшкин С.О. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в перерасчете возобновленной пенсии.
Свои требования мотивировал тем, что ему, уволенному в 2003 году с военной службы с должности " ... " управления при Министерстве внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту - МВД по РК), была назначена пенсия за выслугу лет. С 28 июня 2004 года выплата указанной пенсии приостановлена в связи с его поступлением на службу в органы внутренних дел. С 18 января 2011 года ему назначена пенсия за выслугу лет с учетом выслуги лет на день последнего увольнения исходя из оклада по последней должности. По его заявлению 5 декабря 2014 года ему возобновлена выплата приостановленной 28 июня 2004 года пенсии взамен назначенной при повторном увольнении. В марте 2015 года он обратился в МВД по РК с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, назначенной ему в 2003 году, с включением в выслугу лет периодов прохождения службы в органах внутренних дел после ее назначения. Однако ему отказано во включении этой службы в выслугу лет и перерасчете пенсии. Просил признать незаконным отказ Центра финансового обеспечения МВД по РК в перерасчете пенсии и обязать ответчика производить выплату пенсии, назначенной в 2003 году и возобновленной с 1 января 2015 года исходя из выслуги лет на день последнего увольнения с учетом выслуги, приобретенной после повторного прохождения службы в органах внутренних дел.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель ответчика М.Д.Н. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Алёшкина С.О. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неверное толкование и применение судом первой инстанции положений части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не предусматривают выплату ранее назначенной пенсии с учетом полученной в последующем выслуги лет.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он не противоречит закону и соответствует фактическим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, истец Алешкин С.О. в 2003 году уволен с должности " ... " управления при МВД по РК и ему была назначена пенсия с выслугой 30 лет. 28 июня 2004 года он вновь поступил на службу в органы внутренних дел, в связи с чем выплата назначенной ему пенсий на время службы приостановлена. С 18 января 2011 года Алёшкину С.О. назначена пенсия с учетом выслуги лет на день последнего увольнения 37 лет исходя из денежного довольствия, установленного по последней должности начальника отдела следственного управления при МВД по РК, оклада по специальному званию - полковник юстиции. 5 декабря 2014 года по его заявлению ему возобновлена выплата ранее назначенной в 2003 году пенсии.
Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, а также перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на службу в органы внутренних дел, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В статье 14 данного Закона установлено, что в случае повторного определения на службу в органы внутренних дел, лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ N 6-П от 18 марта 2004 года и Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 года N 320-О, предписание, содержащееся в части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" означает, что такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Таким образом, названные правовые нормы в их конституционно-правовом смысле указывают, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса сотрудника правоохранительных органов не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии и при увольнении со службы данные лица вправе обратиться за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии.
Часть 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Из содержания указанной нормы закона следует, что для исчисления пенсии подлежит учету оклад по воинской должности, занимаемой лицом на момент увольнения.
Как видно из материалов дела, расчет пенсии за выслугу лет исчислен ответчиком в соответствии с указанной нормой закона исходя из должностного оклада начальника отдела следственного управления при МВД по РК, занимаемого истцом на момент увольнения в 2011 году, с учетом оклада по воинскому званию - полковник юстиции и процентной надбавки за выслугу лет на день последнего увольнения (37 лет).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления пенсии исходя из ранее занимаемой должности, но с учетом выслуги лет на день последнего увольнения, основаны на ошибочном толковании закона, регулирующих возникшие правоотношения.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Алёшкина С.О. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Э. Габунов
Судьи В.К. Джульчигинова
А.В. Андреева
Копия верна. Судья А.В. Андреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.