Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015 г. и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2015 г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015г. Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "Данные изъяты" руб.
Решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2015 г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО просит вынесенные судебные постановления отменить и производство по делу прекратить. Указывает на то, что Министерство предприняло все необходимые меры для надлежащего исполнения предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения в Лаганском и Черноземельском районах РК от 29 января 2015 г., но, в связи с недостаточным финансированием, не имело возможности выполнить необходимые обязательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог. Ссылаясь на ст. ст. 24, 63, 67, 69 -70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывает на то, что исполнение предписания в установленный инспектором срок не представляется возможным, в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что административное дело рассмотрено мировым судьей с нарушением территориальной подсудности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, полагаю, что постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015 г. и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2015 г. подлежат отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения мировым судьей судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015 г. постановления о назначении административного наказания в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия послужил факт невыполнения Министерством предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения в Лаганском и Черноземельском районах РК от 29 января 2015 г. по организации: установления и замены выгоревших дорожных знаков на автомобильной дороге ""Данные изъяты"" ""Данные изъяты"", согласно дислокации дорожных знаков и акта проверки от 28 января 2015 г.; проведения ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения ""Данные изъяты"" ""Данные изъяты"" с 24 по 109 км. и с 0 по 72 км.; уборки мусора на обочинах и в придорожной полосе автомобильных дорог, в целях устранения выявленных нарушений ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.
С состоявшимся постановлением мирового судьи согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела и имеются ли по делу ходатайства и отводы.
Частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
При этом, как следует из разъяснения, содержащегося в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Согласно предписанию главного государственного инспектора безопасности дорожного движения в Лаганском и Черноземельском районах РК от 29 января 2015г., Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (Министру ФИО1) в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" предлагается в срок до 16 февраля 2015г. организовать выполнение мероприятий по установке и замене выгоревших дорожных знаков на автомобильной дороге ""Данные изъяты"" ""Данные изъяты"", по производству ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия на указанных автомобильных дорогах, по уборке мусора на обочинах и в придорожной полосе автомобильных дорог.
Поскольку возложенная на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обязанность по организации мероприятий по устранению нарушений государственных стандартов должна была выполняться по месту нахождения Министерства, то местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует считать место нахождения данного министерства: "Данные изъяты". Административное дело подсудно мировому судье судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия.
В нарушение требований ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные обстоятельства не приняты во внимание мировым судьей судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия при принятии настоящего административного дела к своему производству.
Таким образом, 16 марта 2015г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия было рассмотрено мировым судьей судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 207г. N 623-О-П и от 15 января 2009г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были устранены при пересмотре постановления мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015г. судьей Черноземельского районного суда, который в решении от 29 апреля 2015г. необоснованно указал, что постановление мирового судьи является законным в части соблюдения территориальной подсудности административного дела.
При изложенных выше обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015г. и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2015г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Калмыкия жалобы представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО срок давности привлечения Министерства к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 марта 2015 г. и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2015 г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО удовлетворить.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.