Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Шепуревой Т.С.
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 июня 2015 года дело по заявлению ОАО "Архангельская сбытовая компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области согласно приложению (пункт 1).
Текст постановления с приложением официально опубликован в печатном издании - газете "Волна" N 51/1 31 декабря 2014 года.
В указанное постановление вносились изменения постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 января 2015 года N 3-э/4, опубликованном в газете "Волна" N 3 27 января 2015 года.
В настоящее время постановление действует в редакции постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 марта 2015 года N 16-э/3, опубликованного на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru 31 марта 2015 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.
Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "Архэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области".
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 в нарушение п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, и п. 5.3.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2, установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области выше предельных уровней, установленных ФСТ России, в части ставки за содержание электрических сетей.
Согласно п. 63 Основ ценообразования, п.п. 63.1, 64 Методических указаний в тариф для конечного потребителя включаются расходы по передаче электрической энергии. В соответствии с оспариваемым постановлением в едином котловом тарифе тарифы для населения и приравненных к ним потребителей составляют на первое полугодие 0,42683 руб./кВт.ч, на второе полугодие 0,58926 руб./кВт.ч (п. 2.1). Постановлением агентства от 26 декабря 2014 года N 76-э/3 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Архангельской области" ставка на услуги по передаче электрической энергии составляет на первое полугодие 0,46895 руб./кВт.ч, на второе полугодие 0,46025 руб./кВт.ч. В результате того, что ставка на услуги по передаче электрической энергии для населения, установленная постановлением агентства N 76-э/3, не соответствует ставке на передачу электрической энергии, установленной для населения постановлением агентства N 77-э/2, ОАО "Архэнергосбыт" несет убытки. В нарушение ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 7 Основ ценообразования установленные оспариваемым постановлением тарифы являются экономически необоснованными. Кроме того, ОАО "Архэнергосбыт" выступает как потребитель, оплачивая услуги по передаче электрической энергии потребленной собственными объектами, поэтому оспариваемое постановление нарушает права общества.
В судебном заседании представители заявителя Тучнолобова С.Ю. и Садков А.В. заявленные требования поддержали. Просили признать оспариваемое постановление недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Главацкая А.Н. и Распутин Н.А. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что постановление агентства от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области" соответствует закону, прав заявителя не нарушает.
В судебном заседании представители привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") Миняева Н.Ю., Савиных С.П., Северинова Л.В. с заявленными требованиями не согласились, поддержали позицию агентства. Пояснили, что ранее ОАО "Архэнергосбыт" оспаривал аналогичные постановления агентства в арбитражном суде за прошлые периоды регулирования, по тем же основаниям. В удовлетворении заявленных требований судом было отказано.
Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу абз. 7 п. 4 ст. 23.1 данного закона государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с п. 3 ст. 24 названного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп утверждено Положение об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, согласно п. 1 которого агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
Согласно п.п. 1 п. 9 Положения агентство осуществляет полномочия в сфере своего ведения, в том числе установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Таким образом, оспариваемое постановление принято агентством в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Согласно п. 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы.
В силу п. 5.3.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются Службой для каждого субъекта Российской Федерации и дифференцируются по уровням напряжения. Региональные органы в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год по субъектам Российской Федерации утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 09 ноября 2014 года N 296-э/2.
Согласно приложению 13 к данному приказу для Архангельской области ставки на содержание электрических сетей установлены (в руб./МВт в мес.) на первое полугодие по уровням напряжения: ВН - 703 691,15, СН-I - 746 788,13, СН-II - 757 281,18, НН - 552 295,87; на второе полугодие по уровням напряжения: ВН - 756 587,50, CH-I - 875 959,73, СН-II - 818 058,05, НН - 571 339,87.
Пунктом 1.1.1 и 2.1.1 приложения к оспариваемому постановлению (в действующей на момент рассмотрения дела редакции постановления агентства от 27.03.2015 N 16-э/3) ставки за содержание электрических сетей, являющиеся составляющей двухставочного тарифа, установлены на первое полугодие по уровням напряжения: ВН - 752 849,95, СН-I - 759 456,89, СН-II - 762 558,27, НН - 655 871,95 (п. 1.1.1); на второе полугодие по уровням напряжения: ВН - 860 485,13, CH-I - 916 245,27, СН-II - 840 361,09, НН - 559 582,91 (п. 2.1.1).
Таким образом, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области в части ставок за содержание электрических сетей (п.п. 1.1.1, 2.1.1 приложения), установленные оспариваемым постановлением, превышают предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 09 ноября 2014 года N 296-э/2.
В силу п. 7 ст. 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с п. 49 Методических указаний для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года N 977 утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций. Согласно п. 19 данных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.
В материалы дела агентством представлены инвестиционные программы восьми территориальных сетевых организаций (ОАО "данные изъяты", ОАО "данные изъяты", ОАО " "данные изъяты", МУП "данные изъяты", ООО "данные изъяты", филиал ОАО "данные изъяты", МУП "данные изъяты", ООО "данные изъяты"), а также экспертные заключения агентства по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии данных сетевых организаций, выполненному методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2015-2019 годы (для филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" долгосрочные параметры регулирования и НВВ на содержание сетей на период 2014-2018 годы).
Из указанных документов следует, что в необходимую валовую выручку (НВВ) данных территориальных сетевых организаций включены расходы на инвестиционные программы в общей сложности на "данные изъяты" тыс.руб.
Объем необходимой валовой выручки без учета расходов на инвестиции из прибыли составляет "данные изъяты" тыс.руб. Исходя из представленного агентством расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета расходов на инвестиции из прибыли ставка на содержание не превышает предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 09 ноября 2014 года N 296-э/2, и составляет по уровням напряжения: на первое полугодие: ВН - 703 691,15, СН-I - 746 788,13, СН-II - 752 755,26, НН - 552 295,87; на второе полугодие: ВН - 756 587,50, CH-I - 875 959,73, СН-II - 808 337,30, НН - 549 314,55 (л.д. 8, т. 3).
Таким образом, превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии обусловлено включением расходов на реализацию инвестиционных программ территориальных сетевых организаций.
Следовательно, оспариваемое заявителем постановление агентства в части установления ставки за содержание электрических сетей в составе двухставочного тарифа не противоречит федеральному законодательству.
В силу п. 63 Основ ценообразования, п.п. 63.1, 64 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2, в тариф для конечного потребителя включаются расходы по передаче электрической энергии.
Судом установлено, что между ОАО "МРСК Северо-Запада" (Исполнитель) и ОАО "Архэнергосбыт" (Потребитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор N оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно п. 2.1 которого Исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей Исполнителя до точек поставки, указанных в соответствующих приложениях к настоящему договору, а Потребитель обязуется оплачивать Исполнителю услуги по передаче электрической энергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Приложением N 2 к указанному договору определен перечень точек поставки электрической энергии и уровень напряжения, из которого следует, что Потребитель (ОАО "Архэнергосбыт") присоединен к сетям ОАО "МРСК Северо-Запад" на уровнях напряжения СН-II и НН.
Вместе с тем, заявителем оспаривается постановление агентства, которым утверждены единые (котловые) тарифы по всем уровням напряжения, в т.ч. по уровню напряжения ВН и СН-I, и установленные для всех тарифных групп потребителей.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление в части установления единых (котловых) тарифов по уровню напряжения ВН и СН-I не нарушает права общества.
Установление единых (котловых) тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 0,42683 руб./кВт.ч на первое полугодие и 0,58926 руб./кВт.ч на второе полугодие также не нарушает права заявителя как потребителя, поскольку ОАО "Архэнергосбыт" относится к тарифной группе "прочие потребители".
Поскольку ОАО "Архэнергосбыт" является регулируемой организацией, все экономически обоснованные расходы общества, включая расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии, потребленной собственными объектами компании, учитываются при расчете сбытовой надбавки.
ОАО "Архэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Архангельской области.
В соответствии с п. 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, оплата услуг по передаче электрической энергии, оказываемых территориальными сетевыми организациями, осуществляется потребителями в адрес гарантирующего поставщика в составе стоимости поставленной энергии.
В свою очередь ОАО "Архэнергосбыт" как гарантирующий поставщик оплачивает услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям из поступившей от потребителей платы за электроэнергию по тарифам, установленным постановлением агентства от 29 декабря 2014 года N 77-э/2.
Оспаривая названное постановление ОАО "Архэнергосбыт" указывает на то, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные данным постановлением для населения и потребителей, приравненных к категории население, не соответствуют тарифам на услуги по передаче электрической энергии, установленным постановлением агентства от 26 декабря 2014 года N 76-э/3, чем нарушаются принципы экономической обоснованности тарифов, соблюдения баланса экономических интересов субъектов рынков электроэнергии.
Вместе с тем, постановлением агентства от 26 декабря 2014 года N 76-э/3 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, ставки на услуги по передаче электрической энергии данным постановлением не установлены. При этом, оплата услуг по передаче электрической энергии является составляющей платы за электрическую энергию для населения.
Однако суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии оспариваемого постановления п. 63 Основ ценообразования и п.п. 63.1, 64 Методических указаний в части установления платы за услуги по передаче электрической энергии для населения и потребителей, приравненных к данной категории, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Следовательно, в случае, если ОАО "Архэнергосбыт" как гарантирующий поставщик, рассчитываясь с территориальными сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии по тарифам, предусмотренным оспариваемым постановлением, понесет расходы, неучтенные в необходимой валовой выручке на 2015 год, данные расходы могут быть учтены при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Кроме того, согласно Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 года N 703-э, при расчете сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для сетевых организаций учитывается корректировка дельта СНнас. Указанная корректировка компенсирует гарантирующему поставщику выпадающие доходы, возникающие в связи с отклонением между выручкой, полученной от населения по составляющей тарифа на передачу, и расчетами с сетевой организацией за услуги по передаче энергии по котловому тарифу для населения; отклонением, связанным с изменением фактической структуры полезного отпуска электроэнергии населению от принятой регулирующим органом при расчете тарифов для населения.
Расчет корректировок представлен агентством в материалы дела и учтен при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ОАО "Архэнергосбыт" на 2015 год.
При таких обстоятельствах, права заявителя как гарантирующего поставщика и как потребителя оспариваемым постановлением не нарушены, указанное постановление соответствует закону.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области" не противоречит закону, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ОАО "Архангельская сбытовая компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 77-э/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.