Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Панас Л.Ю., Галкиной Л.Н.,
при секретаре Харюшевой Н.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 22 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Холмогорское" на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах Бусулаевой ФИО13 к администрации МО "Холмогорское" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Холмогорское" предоставить Бусулаевой ФИО14 на состав семьи из четырех человек, включая Бусулаева ФИО17, Бусулаеву ФИО16, Бусулаева ФИО15 жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте с. Холмогоры Архангельской области, общей площадью не менее 60 квадратных метров, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в с. Холмогоры Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Холмогорского района в интересах Бусулаевой В.М. обратился с иском к администрации муниципального образования "Холмогорское" (далее - МО "Холмогорское") с требованием о предоставлении жилого помещения размером общей площади 60 кв.м по договору социального найма на состав семьи из четырех человек. Требования обосновал тем, что Бусулаева В.М. на основании ордера проживает совместно с членами семьи в квартире "адрес". Ранее дом принадлежал Холмогорскому районному потребительскому обществу (далее - Холмогорское РайПО), в 2009 году снят с баланса вследствие износа здания. Заключением межведомственной комиссии от 15 декабря 2014 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Истец Бусулаева В.М. требования прокурора поддержала.
Третьи лица Бусулаев В.Б., Бусулаева М.В., Бусулаев А.И. с иском согласились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Холмогорского РайПО в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, не возражал против удовлетворения иска к администрации МО "Холмогорское".
Представитель ответчика - администрации МО "Холмогорское" Федоровцев А.Д. требования истца не признал, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает истец, муниципальной собственностью не является. Надлежащим ответчиком является Холмогорское РайПО. Дом снят с баланса Холмогорского РайПО с нарушением п. 29 Положения по бухгалтерскому учету N 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года N 26н, так как в нем продолжают проживать граждане. Земля, находящаяся под домом, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Холмогорского РайПО, что подтверждается свидетельством АРО-19-16-000169. В обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, содержится указание на то, что возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Холмогорское" и в апелляционной жалобе просит решение отменить.
В обоснование жалобы указывает, что дом, в котором проживает истец, в реестре муниципального фонда не значится, в собственности МО "Холмогорское" жилых помещений в указанном доме не имеется. Полагает, что нельзя исключать обязательства Холмогорского РайПО перед истцом по обеспечению жилым помещением. Считает, что при разрешении настоящего дела ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) не подлежит применению.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Холмогорского РайПО, прокурор Холмогорского района просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, заслушав возражения истца Бусулаевой В.М. и прокурора Загвоздиной Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Исходя из п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 10, 57, 85 ЖК РФ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, пришел к правильному выводу, что администрация муниципального образования "Холмогорское" должна обеспечить истца, включая членов ее семьи, иным жилым помещением.
Судом установлено, что истец с членами семьи с 2003 года занимали "адрес".
Из ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение) следует, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Данная квартира была предоставлена на основании постановления администрации МО "Холмогорское" от 24 ноября 2003 года N 58 и ордера, выданного 27 ноября 2003 года за N 80 администрацией сельского совета народных депутатов. Таким образом, истец занимал квартиру на условиях договора социального найма.
Многоквартирный дом, в котором проживает истец, ранее находился на балансе Холмогорского РайПО, в 2009 году на основании распоряжения Совета Холмогорского РайПО от 31 декабря 2009 года N 252 списан с основных средств организации вследствие износа здания.
Заключением межведомственной комиссии N 11 от 15 декабря 2014 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Бусулаева В.М. и члены семьи распоряжением администрации МО "Холмогорское" N5 от 16 января 2014 года признаны малоимущими, распоряжением N 8 от 23 января 2015 года истец и трое членов ее семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был учесть обязательства Холмогорского РайПО перед истцом по обеспечению жилым помещением, не могут быть приняты в силу следующего.
Холмогорское РайПО не вправе распоряжаться жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, предоставлять их по договору найма, следовательно, не имеет обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение является собственностью Холмогорского РайПО, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
В указанной связи вывод ответчика о том, что спорное жилое помещение относится к частному жилищному фонду, является неверным, поскольку сведений о том, что право собственности на спорную квартиру (дом, в котором она расположена) было зарегистрировано за Холмогорским РайПО, не представлено.
Отсутствие передачи дома на баланс администрации города и регистрации соответствующего права не влияет на возможность осуществления истцом гарантированного ему законом права на получение жилого помещения взамен непригодного на условиях договора социального найма.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что у МО "Холмогорское" отсутствуют правовые основания по обеспечению истца жилым помещением, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Между тем, суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
В силу разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Учитывая характер спорных отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилых помещениях, наличием списка лиц, обладающих правом на предоставление жилых помещений в порядке очередности, публичных интересов, принимая во внимание, что судом первой инстанции при разрешении спора нарушены нормы материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), исходя из положений абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы.
Принимая решение об обязании администрации МО "Холмогорское" предоставить Бусулаевой В.М. на состав семьи из четырех человек жилого помещения общей площадью не менее 60 кв.м, суд руководствовался ч. 5 ст. 57 ЖК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Соответственно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому, с сохранением права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в ст. 57 ЖК РФ, положения которой, в частности, предусматривают очередность предоставления помещений, исходя из времени принятия граждан на учет (часть 1).
Судебной коллегией учитывается и то обстоятельство, что с заявлением о принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий истец с момента предоставления ей квартиры в 2003 году до момента признания дома непригодным для проживания не обращалась, принята на данный учет в 2015 году под N 49.
Установив, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, которого в настоящий момент по данному дому не имеется, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Исследуя вопрос о площади предоставляемого жилого помещения и его характеристиках, судебная коллегия учитывает то, что предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в том числе и по количеству комнат, отвечать установленным требованиям и находиться в границах этого населенного пункта.
Частью 5 ст. 19 ЖК РФ установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция), разработанная во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 Минземстроем России, Московским областным бюро технической инвентаризации, Московским городским бюро технической инвентаризации, Республиканским управлением технической инвентаризации, определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Технический учет осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
В материалах дела имеется технический паспорт "адрес" по состоянию на 2009 год, согласно которому жилое помещение расположено в двухэтажном восьмиквартирном жилом доме, представляет собой однокомнатную квартиру. Общая площадь квартиры N N составляет 19 кв.м, жилая площадь данного помещения составляет 9,3 кв.м.
При таких обстоятельствах, предоставляемое жилое помещение, должно быть не менее указанного в техпаспорте на жилой дом, общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 19,0 кв.м, а жилая площадь - 9,3 кв.м, что соответствует характеристикам занимаемой истцом квартиры, признанной аварийной.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению в части площади предоставляемого истцу и членам его семьи жилого помещения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 17 марта 2015 года изменить в части площади предоставляемого жилого помещения, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах Бусулаевой ФИО18 к администрации МО "Холмогорское" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Холмогорское" предоставить Бусулаевой ФИО19 на состав семьи из четырех человек, включая Бусулаева ФИО20, Бусулаеву ФИО21, Бусулаева ФИО22 жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте с. Холмогоры Архангельской области, общей площадью не менее 19 квадратных метров, жилой площадью не менее 9,3 квадратных метров, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в с. Холмогоры Архангельской области.
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Л.Н. Галкина
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.