Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Пронченко И.Е.
при секретаре Деминой Т.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июня 2015 года дело по заявлению ООО "Промстрой-Каравелла" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, Администрации г. Кемерово об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Промстрой-Каравелла" обратилось в суд с заявлением 06 мая 2015 года, просит установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес" в размере его рыночной стоимости в сумме "данные изъяты" рублей. Установить удельную стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" руб./кв.м.
Требования мотивированы тем, что заявитель является собственником выше указанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет "данные изъяты" рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требований ст.66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Заявитель вправе заявить указанные требования, поскольку он является плательщиком земельного налога, который рассчитывается, исходя и кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, он обязан к оплате обязательных платежей в завышенном размере.
Представитель ООО "Промстрой-Каравелла" Головина Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просили в удовлетворении требований отказать ввиду того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является не надлежащим заинтересованным лицом по делу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв.
Представитель администрации г.Кемерово в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие и заинтересованных лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.
Выслушав заявителя, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, ООО "Промстрой-Каравелла" является собственником земельного участка, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" (л.д.7).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 193) данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.05.2014 года.
Согласно кадастровой справке от 13.03.2015 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 29.05.2014 года составляет "данные изъяты" рублей.
ООО "Промстрой-Каравелла" обратились в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, с заявлением в порядке требований главы 111.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в РФ", однако получили отказ (л.д.9-10).
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 29.05.2015 г, л.д.167, следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании постановления Коллегия Администрации Кемеровской области N 519 от 27.11.2008 года.
Согласно кадастрового дела, предоставлено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области, указанный участок подвергался количественным и качественным изменениям, а именно 29.05.2015 года был осуществлен кадастровый учет земельного участка в связи с образованием нового земельного участка (л.д. 144-178).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя, как плательщика земельного налога в силу требований Налогового кодекса РФ, он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
Из представленного заявителем отчета оценщика ООО "Бизнес" N 10-03-15 от 02.04.2015 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 28.05.2014 года составляет "данные изъяты" рублей (л.д.23-1103).
В отношении данного отчета представлено экспертное заключение N П.15.04.07/1, подготовленное экспертом СРО "Южно-сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов", членом которой является специалист-оценщик ФИО6, составившая отчет, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 10-03-15 от 02.04.2015 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.104-126).
Проверяя относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 28.05.2014 г, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка, была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП "ФКЦ "Земля", результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.
Судом установлено, что земельный участок подвергался количественным и качественным изменениям, что подтверждается кадастровым делом.
При указанных обстоятельствах следует признать, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере "данные изъяты" руб., определена по состоянию на 28.05.2014 года правомерно.
Представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 28.05.2014 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом, заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно сведений, содержащихся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, оценщиком дана характеристика объекта оценки с учетом локальных особенностей его расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость, приведен анализ предложений на продажу земельных участков населенных пунктов г.Кемерово, в связи с чем оценщиком сделано обоснованное заключение об определении сравнительного подхода к оценке указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку он обязан к оплате земельного налога за использование земельного участка, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При этом доводы представителей заинтересованных лиц о том, что они являются не надлежащими по настоящему делу, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах требования ООО "Промстрой-Каравелла" подлежат в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя об установлении удельной стоимости земельного участка по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с удельным показателем рыночной стоимости одного квадратного метра действующим законодательством не предусмотрена. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении заявителем не оспариваются, в связи с этим требования об установлении удельного показателя кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости одного квадратного метра удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, 245-250 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ООО "Промстрой-Каравелла" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" рублей, равном его рыночной стоимости.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 10.06.2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.