Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Пронченко И.Е.,
при секретаре Шандрамайло Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 02 июля 2015 года дело по заявлению Жарковой Л. Ю. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, Администрации г. Новокузнецка об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Жаркова Л.Ю. обратилась в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что она является собственником "данные изъяты" доли в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет "данные изъяты" руб., определенная на дату 01.01.2007 года. Между тем рыночная стоимость данного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составляет "данные изъяты" руб. Поскольку заявитель является плательщиком земельного налога, а налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, данное обстоятельство нарушает права заявителя.
В связи с этим, просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заявитель Жаркова Л.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 7).
Заинтересованное лицо Жаркова Т.Е., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 8).
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области Механошина К.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения заявления Жарковой Л.Ю., поскольку Коллегией не оспаривается право заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просили в удовлетворении требований отказать ввиду того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является не надлежащим заинтересованным лицом по делу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв.
Представитель Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии, представив письменный отзыв.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, Жаркова Л.Ю., является собственником "данные изъяты" доли земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем предоставлено свидетельство о государственной регистрации права от 18 февраля 2004 года (л.д. 12).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.02.2015 года (л.д. 15) данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.06.2004 года.
Согласно кадастровой справке от 24.04.2015 года кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2007 года и утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 20.01.2009г., составляет "данные изъяты" руб. (л.д.14).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявитель вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
Из представленного заявителем отчета ООО "Центр недвижимости" Оценка N 366/О/15 от 08.05.2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка (л.д. 18-71) следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 01 января 2007 года составляет "данные изъяты" рублей.
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка была утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (л.д. 121-124).
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП "ФКЦ "Земля", результаты которого были утверждены названным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года, в связи с чем кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2007 года, что и отражено в кадастровой справке.
Заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка.
В отношении данного отчета Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет представлено экспертное заключение N_117/2015/Новокузнецк, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N366/О/15 от 08.05.2015 года, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.72-85).
Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, как и положительное экспертное заключение, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять отчету и экспертному заключению.
Следовательно, представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости земельного участка, доводов о недостоверности и возражений по относимости отчета не приведено.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего заявителям земельного участка его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, который несет обязанность оплачивать земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости земельного участка, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При этом доводы заинтересованных лиц о том, что они являются не надлежащими по настоящему делу, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах требования Жарковой Л.Ю., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Жарковой Л. Ю. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" руб., равном его рыночной стоимости.
Считать дату подачи Жарковой Л. Ю. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 25 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: И.Е.Пронченко
В окончательной форме решение изготовлено 03 июля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.