Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Плотниковой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
"24" июня 2015 года
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" (далее - ООО ИСФ "Новые технологии", Общество) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
28 мая 2015 года ООО ИСФ "Новые технологии" обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, установлении удельной стоимости земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельного участка земельного участка с кадастровым номером N (предыдущий кадастровый номер N), площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного по адресу: "адрес"
Являясь собственником указанного земельного участка, ООО ИСФ "Новые технологии" платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет "данные изъяты" руб., определена по состоянию на 24 февраля 2015 года.
Между тем рыночная стоимость данного земельного участка ниже его кадастровой стоимости, и составляет "данные изъяты" руб.
Полагают, что, поскольку кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка выше его рыночной стоимости, уплата земельного налога в экономически не обоснованном размере нарушает права и интересы Общества как собственника земельного участка.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просят установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установить удельную стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб. /кв.м.
В судебном заседании представитель ООО ИСФ "Новые технологии" Головина Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области Механошина К.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 160) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях (л.д.174-179).
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 166). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 183-188), содержащие заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 167). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 171-173), содержащие заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 168). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 180-181).
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц, в том числе с учетом представленных заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В рассматриваемом случае, с учетом даты обращения с заявлением, имеющего место 28 мая 2015 года, и даты утверждения кадастровой стоимости с 24 февраля 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из представленных доказательств следует, что ООО ИСФ "Новые технологии" на основании договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 9-12), решения N единственного участника ООО ИСФ "Новые технологии" (л.д. 131) является собственником земельного участка с кадастровым номером N (предыдущий кадастровый номер N), площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - лесопарки; ботанический сад; лыжные базы; пункты проката игрового и спортивного инвентаря, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 200), оставшегося в измененных границах.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 39-40) и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 марта 2015 года (л.д. 41) кадастровая стоимость указанного земельного участка, поставленного на кадастровый учет 24 февраля 2015 года, определена на основании акта об определении кадастровой стоимости земельного участка от 25 февраля 2015 года (л.д. 205) в связи с образованием нового земельного участка в размере "данные изъяты" руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр 25 февраля 2015 года, кадастровая стоимость определена по состоянию на 24 февраля 2015 года.
Из представленного заявителем отчета ООО "Бизнес" N от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка следует, что рыночная стоимость указанного земельного участка определенная по состоянию на 24 февраля 2015 года составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 57-132).
Согласно положительному экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-155), подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организации оценщиков "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов", членом которой является оценщик Орлова Н.В., подготовившая отчет, отчет N соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 24 февраля 2015 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, впервые поставленного на кадастровый учет 24 февраля 2015 года, установлена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 25 февраля 2015 года в связи с образованием нового земельного участка на 24 февраля 2015 года. Следовательно, рыночная стоимость, указанная в отчете, определена на дату по состоянию на которою определена его кадастровая стоимость. Представленный отчет соответствует требованиям относимости.
Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" отчет следует признать допустимым доказательством.
Суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж и обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам, примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Отчет также содержит выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленный заявителем отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО N 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года N 256; ФСО N 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года N 255; ФСО N 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года N 254; ФСО N 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года N 328; ФСО N 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года N 628; ФОС N 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года N 611. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.
При этом заинтересованными лицами по данному делу, в том числе ФГБУ "ФКП Росреестра по Кемеровской области", определившей кадастровую стоимость, не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости земельного участка, доводов о недостоверности отчета не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка и оснований для назначения по делу судебной экспертизы по инициативе суда, судом не установлено.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, который несет обязанность по уплате земельных платежей в экономически не обоснованном размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований доводы Администрации г. Кемерово том, что заявителем не предоставлено доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащейся в отчете ФГПУ "ФКЦ "Земля", поскольку указанные доводы с учетом избранного заявителем способа защиты нарушенного права - установление кадастровой стоимости в размере рыночной при её определении, правового значения не имеют. Достоверность установленной кадастровой стоимости заявитель не оспаривает.
ООО ИСФ "Новые технологии" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, письмом от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 42-43) документы были возвращены без рассмотрения. Досудебный порядок рассмотрения спора заявителем соблюден.
При таких обстоятельствах требования ООО ИСФ "Новые технологии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Требование заявителя об установлении удельной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб./кв.м. суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Удельные показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации утверждаются в порядке, установленном статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при утверждении акта определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению.
При этом законом не предусмотрено установление удельной стоимости конкретного земельного участка при разрешении вопроса об установлении кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и подпунктом 7 пункта 8 раздела II "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" установлена структура записи об объекте недвижимости, в том числе сведений о кадастровой стоимости, к числу сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведения об удельной стоимости земельного участка, исчисленной путем деления рыночной стоимости земельного участка на его площадь, не отнесены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что законодательство не содержит понятия удельной стоимости земельного участка, не предусматривает порядка определения удельной стоимости земельного участка путем деления рыночной стоимости, установленной при реализации права в порядке, установленном статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации на площадь земельного участка, не предусматривает внесение сведений об удельной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, а равно, не предусматривает её применения при реализации каких - либо правоотношений, оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется. Доводы заявителя о том, что удельная стоимость земельного участка, об установлении которой заявлено требование, подлежит применению при изменении качественных или количественных характеристик земельного участка в будущем не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" руб., равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 24 февраля 2015 года.
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 24 февраля 2015 года.
В удовлетворении требований об установлении удельной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб./кв.м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26 июня 2015 года
Судья: О.Э. Евтифеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.