Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Туремуратовой Ж.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу аудитора Счетной палаты Оренбургской области Боголюбова М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении * Лебедева Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении N, составленному 25 декабря 2014 года ведущим инспектором аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО, Лебедев Н.Н., являясь должностным лицом - *, наделенным на основании Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 марта 2013 года N 224-п и Административного регламента по организации порядка приема и рассмотрения документов на выплату субсидий сельхозтоваропроизводителям и организациям АПК министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 04 июня 2013 года N 479п, полномочиями по рассмотрению предоставляемых получателями субсидий документов и принятию решений о выплате субсидий, допустил нарушение п. 8 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 22 марта 2013 года N 224-п в части несоблюдения условий предоставления субсидий, а именно принял решение о предоставлении субсидий ООО ***** при неполном пакете документов, а именно ООО ***** были предоставлены копии сертификатов соответствия на семена пшеницы твердых сортов, не заверенные в установленном порядке.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 марта 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении Лебедева Н.Н. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, аудитор Счетной палаты Оренбургской области Боголюбов М.А. просит об отмене состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав аудитора Счетной палаты Оренбургской области Боголюбова М.А., представителя Счетной палаты Оренбургской области Зубову С.В., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям; а также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лебедева Н.Н. и его защитника Афанасьеву М.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Данные требования закона по настоящему делу выполнены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 марта 2013 года N 224-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян (далее - Порядок предоставления субсидий), который определяет механизм и условия предоставления опытно-производственным хозяйствам, сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее - получатели) из областного бюджета, в том числе за счет денежных средств, полученных в виде субсидий на эти цели из федерального бюджета, субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.
Согласно ч. 2 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В соответствии с п. 8 Порядка получатели субсидий ежемесячно, но не позднее 05 декабря текущего года, представляют в министерство заявление о предоставлении субсидии, составленное в произвольной форме. Заявления регистрируются в день поступления в специальном пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью журнале в порядке очередности их поступления. К заявлению прилагаются следующие документы: справки-расчеты о причитающихся субсидиях по формам согласно приложениям N 3 - 6 к настоящему Порядку; копии документов, заверенных в установленном порядке: договоров, счетов-фактур, товарных накладных на отпуск продукции, накладных на оприходование приобретенной продукции, договоров хранения (при их наличии), платежных документов, документов, указанных в платежном поручении в разделе "Назначение платежа", сертификатов на семена, выданных органами по сертификации семян сельскохозяйственных растений.
При приобретении продукции на условиях договоров мены (товарообменные операции) прикладываются копии договоров мены, накладных на отпуск и оприходование приобретенной продукции, актов приема-передачи продукции, заверенные получателями субсидий; опись представленных документов.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела растениеводства министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Лебедева Н.Н. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 марта 2013 года N 224-п не установлен порядок заверения копий сертификатов на семена, также данный нормативно-правовой акт не отсылает к какому-либо порядку совершения указанных действий. Порядок заверения названных копий вытекает из Федерального закона N 149-ФЗ от 17 декабря 1997 года, Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года, а также Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденного приказом ФГУ "Россельхозцентр" от 29 июня 2011 года N 75-ОД. Регулируемые названными федеральными законами правоотношения не связаны с правоотношениями, связанными с предоставлением субсидий сельхозтоваропроизводителям. Также судья учел, что нарушение положений указанных федеральных законов Лебедеву Н.Н. в протоколе не вменяется, а приказ ФГУ "Россельхозцентр", которым установлен порядок заверения копий сертификатов, действует в системе органов, входящих в указанное государственное учреждение.
С данным выводом судьи согласиться нельзя.
Требования к надлежащему заверению копии документа содержатся в Указе Президиума ВС СССР от 04 августа 1983 N 9779-X (в редакции от 08 декабря 2003 года) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" ( далее - Указ), который применяется не только в отношении копии документов, касающихся прав граждан, а также в постановлении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 года N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации", которым был принят ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В соответствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
Из смысла приведенной нормы следует, что заверить копию документа можно только при наличии подлинника, или документа, составленного организацией.
Аналогичные требования к оформлению документа содержатся в Указе, в которым установлено, что верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (местонахождение документа).
Между тем, из имеющихся в материалах дела копий сертификатов соответствия следует, что ООО ***** держателем указанных сертификатов не является, отметки о том, что подлинники представленных сертификатов находятся в ООО *****, не имеется, равно как не имеется сведений об их заверении уполномоченными лицами органов сертификации, выдавших указанные сертификаты. Из представленных ООО ***** договоров мены усматривается, что передача сертификата соответствия сторонами следки не предусматривалась.
При таких обстоятельствах довод Лебедева Н.Н. о том, что заверение копий сертификатов печатью и подписью получателя субсидии ООО ***** свидетельствовало о заверении представленных документов в установленном порядке, нельзя признать обоснованным.
Прекращая производство по делу, судья районного суда необоснованно, в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ оставил без должной оценки имеющиеся в материалах дела копии сертификатов соответствия, выданные ООО " ****", ***, ООО " **", ООО " ###", ## и договора мены.
Допущенные судьей Ленинского районного суда г. Оренбурга нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 марта 2015 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Как следует из материалов дела субсидии были представлены ООО ***** 08 апреля 2014 года и 09 апреля 2014 года ( л.д. 71,72), следовательно на момент рассмотрения жалобы аудитора Счетной палаты Оренбургской области Боголюбова М.А. в Оренбургском областном суде годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, истек.
Учитывая истечение срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу аудитора Счетной палаты Оренбургской области Боголюбова М.А. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Лебедева Н.Н. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности.
Судья Оренбургского
областного суда Новоженина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.