судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Брик Г.С.
судей: Тельных Г.А. и Курдюковой Н.А.
при секретаре Беляковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по апелляционной жалобе истца Лобеева М.С. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В иске Лобееву М.С. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Департаменту градостроительства и архитектуры о признании незаконными отказов Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 11822-06от08.10.2014 г., N 13620-06от02.12.2014 г. в предоставлении земельного участка, расположенного междуд. "адрес"( N), "адрес"( N), "адрес"( N) и "адрес" ( N) площадью "данные изъяты" кв.м в г. Липецке; понуждении предоставить указанный земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобеев М. С. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношенийЛипецкой области(УИЗО), Департаменту градостроительства и архитектуры о признании незаконными отказов УИЗОN 11822-06от08.10.2014 г., N 13620-06от02.12.2014 г. в предоставлении ему на состав семьи из четырех человек, включая жену и двух детей как гражданам, относящимся к категории молодых семей, однократно бесплатно в собственность для жилищного строительства земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в "адрес" возложении на УИЗО обязанности предоставить ему на состав семьи из четырех человек в собственность для жилищного строительства вышеуказанный земельный участок. Свои требования мотивировал тем, что его семья из 4-х человек постоянно проживает и зарегистрирована вкв. "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подпадает под категорию молодой семьи в соответствии со ст.7 Закона N 120-ОЗ от27.12.2007 г. 18.09.2014 г. он обратился в УИЗО с просьбой предоставить однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий семьи вышеупомянутый земельный участок. УИЗО направило ответ N 11822-06, которым было отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок относится к государственной не разграниченной собственности и может быть предоставлен в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации на общих основаниях. Земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в областной собственности, отсутствуют. В соответствии с ответом Управления от02.12.2014 г. N 13620-06 на его обращение от18.09.2014 г. также был дан отказ в предоставлении указанного им земельного участка со ссылкой на письмо департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от05.11.2014 годаN Л-4096, в котором указано, что согласно карте градостроительного зонирования города Липецка испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки на реконструируемых территориях (Ж-4), проектом планировки центральной части г. Липецка, утвержденным распоряжением администрации города Липецк от28.10.2009 годаN 448-р по результатам публичных слушаний от20.11.2009 годаи23.11.2009года, данная территория города планируется под комплексную реконструкцию со строительством многоэтажных, многоквартирных жилых домов; строительство индивидуальных жилых домов в районе "адрес" панировки не предусмотрено. Полагал отказ Управления незаконным и необоснованным. Считает, что земельный участок, который он просил предоставить, указав его примерное местоположение, находится за пределами территории реконструируемой застройки.
Представитель ответчика УИЗО по Липецкой области Овчинникова О.С. возражала против иска, ссылаясь на то, что в реестре объектов недвижимого имущества государственной собственности Липецкой области земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства отсутствуют. Органом, осуществляющим обеспечение выбора земельного участка на основе документов городского кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, рассмотрение и согласование схем расположения земельных участков в границах г. Липецка является Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка. Во исполнение обращения заявителя от 18.09.2014 г. Управление направило запрос главе администрации г. Липецка от 17.10.2014 г. N 12205-06 о предоставлении информации о возможности строительства индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке. Согласно письму Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 05.11.2014 г. N Л-4096 использовать испрашиваемый земельный участок в заявленных целях не представляется возможным, поскольку согласно карте градостроительного зонирования г. Липецка указанный выше земельный участок находится в зоне жилой застройки на реконструируемых территориях (Ж-4). Проектом планировки данная территория города планируется под комплексную реконструкцию со строительством многоэтажных, многоквартирных жилых домов. Строительство индивидуальных жилых домов в районе улиц "адрес" проектом планировки не предусмотрено.
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (Департамент) Затонских Е.М. возражала против заявленных требований, ссылаясь на следующее. На основании постановления администрации города Липецка от24.01.2012N 73"О разработке проекта планировки и проекта межевания территории жилого района, ограниченного "адрес"" в соответствии с муниципальным контрактом N 4от30.05.2012федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики" разработан проект планировки и проект межевания территории жилого района, ограниченного "адрес".Согласно указанному проекту межевания испрашиваемый истцом земельный участок относится к территории, предназначенной для размещения многоквартирного жилого дома. Дорога (проезд) между домамиN "адрес" в настоящее время отсутствует. В связи с этим, полагала, что предоставленная истцом схема расположения свободного земельного участка, изготовленная кадастровым инженером Дрозд М.Г., подготовлена без учета возможности доступа (проезда и подхода) к образуемому земельному участку, в то время как, обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему. Таким образом, рациональное использование земельного участка на испрашиваемой истцом территории будет невозможно в соответствии с его целевым назначением. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Лобеев М.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Лобеева М.С. и его представителя адвоката Пузикову Е.Ю., поддержавших жалобу, представителя ответчика УИЗО Липецкой области Быканову И.П., представителя третьего лица департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка Литвинова В.И. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Учитывая, что права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным законом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются по решению органов, уполномоченных в области земельных правоотношений, то при разрешении вопроса о правомерности отказа компетентного органа в предоставлении 0земельного участка следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент обращения заинтересованного лица в компетентный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. N138-ОЗ "О распоряжении земельными участкам государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа г. Липецк Липецкой области", а также Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденному постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. N150, на территории городского округа г.Липецк распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В силу ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства (п.11 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно п.1 ч.4 ст.30 ЗК РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта гражданских прав в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 4 декабря 2003 г. N 81-ОЗ
"О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области", земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если, в частности, граждане относятся к категории молодых семей (семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент предоставления земельного участка).
Судом установлено, что Лобеев М.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., состоит в браке сЛобеевой М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеют двух несовершеннолетних детей, постоянно проживают и зарегистрированы в г. Липецке, ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно проживают вкв. "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащей истцу на праве собственности.
Семья истца относится к категории "молодая семья" и в силу ст. 11 Закона Липецкой области от 4 декабря 2003 г. N 81-ОЗ
"О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" имеет право на однократное предоставление бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в областной или муниципальной собственности.
18.09.2014 г. истец обратился в УИЗО с просьбой предоставить однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий семьи земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес"
ПисьмомN 11822-06от 08.10.2014 г. УИЗО истцу было отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок относится к государственной не разграниченной собственности и может быть предоставлен в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации на общих основаниях. Земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в областной собственности, отсутствуют. Кроме того, указано, что Управлением в целях рассмотрения его заявления от18.09.2014 г., как следовало из ответа от08.10.2014 года, сделан запрос в орган местного самоуправления о возможности строительства жилого дома на испрашиваемом им земельном участке.
В соответствии с ответом Управления от02.12.2014 г.заN 13620-06на обращение истца от18.09.2014 г. также был дан отказ в предоставлении указанного им земельного участка со ссылкой на письмо департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от05.11.2014 года N Л-4096, в котором указано, что согласно карте градостроительного зонирования города Липецка испрашиваемый земельный участок, расположенный в районеул. "адрес", находится в зоне жилой застройки на реконструируемых территориях (Ж-4). Проектом планировки центральной части города Липецк, утвержденным распоряжением администрации города Липецк от28.10.2009 годаN 448-р по результатам публичных слушаний от20.11.2009 годаи23.11.2009года, данная территория города планируется под комплексную реконструкцию со строительством многоэтажных, многоквартирных жилых домов. Строительство индивидуальных жилых домов в районе "адрес" панировки не предусмотрено.
Анализ законодательства, действующего на момент обращения истца в компетентный орган, позволяет сделать вывод о том, что праву граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства корреспондирует обязанность компетентного органа предоставить имеющийся в его распоряжении и сформированный как объект гражданских прав и земельных правоотношений земельный участок, но не обязанность такого органа по требованию лица, желающего приобрести земельный участок, на изыскание возможности его размещения и формирования.
Законодательством предусмотрено право граждан и юридических лиц на приобретение конкретных земельных участков как на льготных условиях бесплатно, так из по общему правилу за плату. Вместе с тем закон не предусмотрел права требовать от компетентных органов формирования земельных участков, поскольку это является правом компетентного органа, связанным в первую очередь с необходимостью планирования развития свободных и застроенных территорий с учетом правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов.
Таким образом, истец мог бы претендовать на предоставление бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства уже сформированного для этих целей земельного участка, относящегося к категории государственной собственности субъекта или муниципальной собственности.
Федеральный законодатель соответствующей льготы в отношении молодых семей не предусмотрел. Следовательно положения Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", предоставившего право органам местного самоуправления распоряжаться земельными участками, относящимися к неразграниченной собственности, нельзя трактовать широко. Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть дополнительную льготу определенной категории граждан только в пределах своей компетенции и в отношении земельных участков, относящихся к государственной собственность субъекта или муниципальной собственности в границах субъекта.
Из материалов дела следует, что истец претендовал на предварительное согласование места расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель не разграниченной собственности и последующее предоставление сформированного таким образом земельного участка в собственность бесплатно.
Однако, сформированного участка в г.Липецке междуд. "адрес"), в том числе, относящегося к государственной собственности Липецкой области или муниципальной собственности г.Липецка нет.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ст. 31 Правил землепользования и застройки города Липецка, утв. решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 N 51, с целью создания наиболее благоприятной среды проживания в городе Правилами предусмотрено градостроительное зонирование территории на определенное число территориальных зон с установленными границами. Для всех видов зон устанавливаются градостроительные регламенты, где прописываются основные и вспомогательные основным виды использования недвижимости, а также условно разрешенные.
Согласно абзаца 3 ч.1 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Липецка планировка территории осуществляется посредством разработки документации по планировке территории : проектов планировки с проектами межевания в их составе.
В соответствии с ч.5 этой же статьи запрещается осуществление нового строительства и преобразование застроенных территорий без утвержденной документации по планировке.
Согласно ч.4 ст. 39 Правил этажность проектируемых зданий, плотность застройки устанавливаются проектами планировок территорий.
На карте градостроительного зонирования территории города Липецка выделены виды территориальных зон, в том числе зона Ж-4 - Зона жилой застройки на реконструируемых территориях
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Проекту планировки и проекта межевания территории жилого района, ограниченного "адрес" в г. Липецке, на территории, в пределах которой на формирование и предоставление земельного участка претендует истец, планируется строительство многоэтажных многоквартирных жилых домов, строительство индивидуальных жилых домов в районе "адрес" панировки не предусмотрено.
Судом установлено, что в ответе УИЗО ошибочно было указано местонахождение испрашиваемого земельного участка в центральной части г.Липецка.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Тот факт, что в настоящее время документация по планировки территории жилого района, ограниченного "адрес" еще не утверждена в установленном порядке, не может повлечь иной исход дела по обстоятельствам, приведенным в апелляционном определении выше, а также с учетом того, что и в настоящее время территория, в пределах которых испрашивает участок истец, относится к реконструируемым. Решение о подготовке документации по планировке территории и проекта межевания территории принято, а для выполнения всех необходимых мероприятий необходимо время. Обращение заинтересованного лица в период подготовки документации по планировке территории о предоставлении земельного участка для ИЖС в месте, где планируется установление территориальной зоны с иными видами разрешенного использования, не может повлечь обязанность компетентного органа удовлетворить такое обращение, поскольку это противоречит земельному законодательству, законодательству о градостроительной деятельности, закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", публичным интересам.
Истец настаивал на предоставлении земельного участка в конкретном мете, об этом же просит и в апелляционной жалобе, поэтому районный суд не проверял возможность предоставления другого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к анализу норм действующего законодательства.
Ссылка на решение УИЗО N 3509 от 13.08.2013 г. о предоставлении земельного участка в районе д "адрес" путем проведения аукциона, не может быть принята во внимание, так как правового значения для данного дела не имеет.
Указание на то, что представитель Департамента Затонских Е.М. не наделена доверенностью полномочиями ссылаться на наличие ошибки в ответе Департамента от 05.11.2014 г. N Л-4096, повлекшую ошибку в ответе УИЗО, не основана на законе.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, правильность выводов суда не опровергают.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Лобеева М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.