Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Перовой М.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.,
с участием прокурора Савченко Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "РЖД" по доверенности " Ф.И.О. "5 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснодарский транспортный прокурор в интересах " Ф.И.О. "6 обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности по проведению шумозащитных мероприятий для устранения повышенного шума от железной дороги на территории жилого дома.
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2015 года исковые требования Краснодарского транспортного прокурора в интересах " Ф.И.О. "7 к ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены, на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность по проведению мероприятий по установлению шумозащитных экранов для устранения повышенного уровня шума от железной дороги на территории, прилегающей к жилому дому по " ... ", ст. " ... ", Краснодарского края - 93 км ПК 3 перегона Кирпили-Величковка.
С указанным решением суда не согласилась представитель ОАО "РЖД" по доверенности " Ф.И.О. "5 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон, подлежащий применению, допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Краснодарского транспортного прокурора " Ф.И.О. "4 считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "РЖД" по доверенности " Ф.И.О. "8, поддержавшего доводы жалобы, прокурора " Ф.И.О. "4, представителя " Ф.И.О. "7 по доверенности " Ф.И.О. "9, представителей Краснодарского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" по доверенности " Ф.И.О. "10 и " Ф.И.О. "11, полагавших обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "7 обратилась к Краснодарскому транспортному прокурору с заявлением о нарушении ее прав и норм действующего законодательства.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 13.09.2002г., " Ф.И.О. "7 является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: Краснодарский край, " ... ", ст. Старовеличковская, " ... ".
В соответствии с копией протокола " ... " измерений шума, проведенных по адресу: Краснодарский край, " ... ", ст. Старовеличковская, " ... ", уровни шума не соответствуют требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и Сан ПиН 2.1.22645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" в жилых помещениях жилого дома, расположенного по адресу Краснодарский край " ... ", ст. Старовеличковская " ... ", и на территории непосредственно прилегающей к нему по эквивалентным и максимальным уровням (дБА) в дневное и ночное время, согласно копии протокола N 3, " ... " измерений вибрации, в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и СанПиН 2.1.22645-10 уровни виброускорения в жилом помещении жилого дома, расположенного по адресу Краснодарский край " ... ", ст. Старовеличковская, " ... ", не соответствует нормативным показаниям.
Согласно сообщению Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту от 18.04.2012г. строительство 2-й железнодорожной ветки начато в феврале 2009 года окончание строительства в апреле 2010 года, согласно копии протокола " ... " измерения уровня шума, уровни шума не соответствуют требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562- 96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и СанПиН 2.1.22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" в жилых помещениях жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край " ... ", ст. Старовеличковская, " ... " и на территории непосредственно прилегающей к нему по эквивалентным и максимальным уровням (дБА) в дневное время.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией, предъявленн приемке объект "Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Кирпильский-Величковка. Первый этап строительства" выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят приемной комиссией.
Судом установлено, что в адрес начальника Тимашевской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" заместителем транспортного прокурора, направлено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о функционировании железнодорожного транспорта.
Как следует из содержания акта о замерах шума от 11.04.2012г., составленного представителями - начальником и ведущим инженером Краснодарской производственной экологической лабораторией Центра охраны окружающей среды Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" " Ф.И.О. "12 и " Ф.И.О. "13, следует, что в присутствии жильцов дома " Ф.И.О. "7 и " Ф.И.О. "9 осуществлены замеры шума от железнодорожного полотна снаружи дома и внутри него.
Исходя из материалов дела, строительство второго железнодорожного пути осуществлено во исполнение плана капитальных вложений на 2009 год, утвержденного ОАО "Российские железные дороги", и реализованного через заказчика в лице Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта филиала ОАО "РЖД". Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от " ... " года, утвержденного вице-президентом ОАО "РЖД", объект "Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Кирпильский - Величковка. Первый этап строительства" принят в эксплуатацию и поставлен на баланс Тимашевской дистанции пути.
Таким образом, жилой дом, в котором проживает " Ф.И.О. "7, по " ... ", ст. Старовеличковская, " ... ", Краснодарский край построен, а в последствии приобретен ею задолго до строительства указанного железнодорожного пути.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федеральным законом N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещению, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания в независимости от его срока.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 N 554 (в редакции от 15.09.2005) нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно- эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: - гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; - оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; - максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значения показателя, характеризующего с позиций безопасности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания. Санитарные нормы (СН) нормативно-правовой акт, устанавливающий оптимальные и предельно-допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека (в данном случае шум) на его организм. Санитарные правила и нормы (СанПиН) - нормативно-правовой акт, объединяющий требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Следовательно, санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" являются нормативно-правовыми актами, устанавливающими оптимальные и предельно-допустимые уровни влияния факторов среды обитания человека (шума) на его организм.
Кроме того, в соответствии с п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиД 11-12-77, ширина санитарно- защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно- защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую сред) в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. При планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Факт фиксации превышения уровня шума в установленном порядке осуществлен и подтверждается результатами замеров, зафиксированных в протоколах измерения шума N 17 от 25 августа 2011 года и N 15 от 19 апреля 2012 года, оформленных в соответствии с п. 1.8 МУК 4.3.2194-07 оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учётом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями. При проведении замеров шума учитывался основной источник шума -движение железнодорожного транспорта, поскольку движения по автомобильной дороге не осуществлялось. Пунктом 1.9 МУК 4.3.2194-07 для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума. Такого рода измерения позволяют предоставить заинтересованным лицам дополнительную информацию для проведения мероприятий по снижению уровня шума или оценки качества этих мероприятий. В п. 6. Протокола измерения шума указан основной и на момент измерений единственный источник шума - движение железнодорожного транспорта. Пунктом 1.13 МУК 4.3.2194-07 микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения. Если в помещении невозможно определить основной источник шума, микрофон должен быть направлен вертикально вверх. Данный пункт прописывает методику установления микрофона при проведении измерений, но не регламентирует указания данных условий проведения измерений в протоколе. Пунктом 1.18 МУК 4.3.2194-07 протокол измерений шума оформляется в соответствии с установленной формой. В протоколе измерений помимо общих сведений, должны быть отражены: основные источники шума, характер шума, временной режим измерений, условия проведения измерений, влияющие на уровень и характер шума, поправки к нормативным значениям. Значение уровней звука (уровней звукового давления) следует считывать с прибора и вносить в протокол с точностью до 1 дБА (дБ) с округлением при необходимости согласно общим правилам округления. Поправки в допустимые и в измеренные уровни шума вносятся в протокол отдельно. В п. 6 Протоколов измерения шума указан основной и на момент измерений единственный источник шума - движение железнодорожного транспорта. В п. 7 Протоколов измерения шума указан характер создаваемого шума и таблице результатов измерений (графы 4, 7): широкополосный, колеблющийся. Временной режим измерений указан в таблице результатов измерений графа 3: Протокол N 17 от 25.08.2011 г. (с 7.00 ч до 23.00 ч дневное время суток, с 23.00 ч до 7.00 ч ночное время суток); Протокол N 15 от 19.04.2012 г. (с 7.00 ч до 23/.00 ч дневное время суток). В Протоколах учтены условия, влияющие на уровень и характер шума путем замеров фоновых показателей, указанных в таблице результатов измерений отдельной строкой (фоновые показатели). Поправки к нормативным значениям не учитывались, так как в соответствии с п. 2.6 настоящих методических указаний поправки вводятся при условии разности между измеренным уровнем шума и фонового показателя менее 10 дБ. В представленных результатах измерений разница между измеренными уровнями шума и фоновыми показателя составила более 10 дБ, что отражено в таблице результатов измерений отдельной строкой (учет фоновых показателей). Пунктом 2.3 МУК 4.3.2194-07 в примерный перечень источников шума в жилых помещениях и общественных зданиях включает: источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки; промышленные предприятия; источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых и общественных зданий), производственное и другое оборудование в общественных зданиях; встроенные и пристроенные объекты. Источник шума отделялся методом проведения измерений фоновых показателей и при движении железнодорожного транспорта. Разница между заменами фоновых показателей и при движении железнодорожного транспорта составила более 3 дБ, что в соответствии с п. 2.6 позволило учитывать полученные результаты замеров и считать движение железнодорожного транспорта источником шума. Пунктом 2.7 МУК 4.3.2194-07 измерение шума в помещениях жилых и общественных зданий следует проводить не менее чем в трех точках, равномерно распределенных по помещениям не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещений на высоте 1,2-1,5 м от уровня пола. Продолжительность каждого измерения в каждой точке определяется характером шума. Процесс измерения уровней непостоянного шума продолжают до тех пор, пока L(A) экв в течение 30с не будет изменяться более чем на 0,5 дБА, а постоянного шума - не менее 15с.
Замеры шума были произведены только в жилой комнате, площадь которой 12,6 м, где позволило соблюсти все условия измерений, предусмотренных п. 2.7 настоящих методических указаний.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что деятельность ОАО "РЖД" на указанном участке железной дороги осуществляется с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о функционировании железнодорожного транспорта и нарушает законные права и интересы " Ф.И.О. "7, так как саманный жилой дом, 1953 года постройки, в котором проживает " Ф.И.О. "7, по " ... ", ст. Старовеличковская, " ... ", Краснодарская края, расположен на расстоянии 40 м от крайнего рельса главного пути перегона Кирпили-Величковка (93 км ПК 3). Ширина полосы отвода железной дороги в данном месте по сведениям Тимашевской дистанции пути составляет 40 м.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Краснодарского транспортного прокурора
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не правильно определил значимые обстоятельства, а также не правильно применил нормы материального права, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, им была дана правильная правовая оценка судом первой инстанции, и при рассмотрении в суде вышестоящей инстанции они не нашли своего подтверждения.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Калининского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО "РЖД" по доверенности " Ф.И.О. "5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.