Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "4
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 26 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что " ... " по " ... " г.г. он являлся сотрудником отдела милиции " ... " УВД Центрального округа г. Краснодара. Службу окончил в звании прапорщика милиции в должности водителя группы обеспечения и обслуживания отдела милиции. С " ... " по " ... "г. он служил в вооруженных силах. На момент увольнения " ... " его стаж службы в календарном исчислении составил 25 лет 03 месяца 29 дней. На основании решения исполнительного комитета Первомайского районного Совета депутатов трудящихся г. Краснодара " ... " от " ... " истец с составом семьи 4 человек был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с распоряжением главы администрации Центрального округа г. Краснодара N 454.3 от " ... " по состоянию на " ... " он с семьёй из 3-х человек значится состоящим на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку граждан категории муниципальной подведомственности, с порядковым номером 24. На основании документально подтвержденного права внесен в отдельный список по категории - сотрудник полиции с " ... " с порядковым номером 36. В связи с нуждаемостью в предоставлении жилого помещения " ... " " Ф.И.О. "1 обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 6 Федерального Закона от " ... " N 247- ФЗ. " ... " состоялось заседание центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в соответствии с решением которой ему было отказано в принятии на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Считая решение Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю незаконным, истец обратился в суд. Просил суд признать " Ф.И.О. "1 нуждающимся в предоставлении жилого помещения, признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю принять " Ф.И.О. "1 на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований " Ф.И.О. "1 отказано.
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 февраля 2015 г. отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "5, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "1 с " ... " по " ... " г.г. являлся сотрудником отдела милиции " ... " УВД " ... ", службу окончил в звании прапорщика милиции в должности водителя группы обеспечения и обслуживания отдела милиции, что подтверждается справкой ГУ МВД по Краснодарскому краю от 17.06.2013.
Стаж его службы в календарном исчислении составил 25 лет 03 месяца 29 дней.
На основании решения исполнительного комитета Первомайского районного Совета депутатов трудящихся города Краснодара " ... " от " ... " " Ф.И.О. "1 с составом семьи 4 человека был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с распоряжением главы администрации Центрального округа г. Краснодара N 454.3 от " ... " по состоянию на " ... " " Ф.И.О. "1 с семьёй из 3-х человек значится состоящим на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку граждан категории муниципальной подведомственности с порядковым номером 24.
На основании документально подтвержденного права внесен в отдельный список по категории - сотрудник полиции с " ... " с порядковым номером 36.
В связи с нуждаемостью в предоставлении жилого помещения " Ф.И.О. "1 " ... " обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 6 Федерального Закона от 19.07.2011г. N 247- ФЗ.
Однако центральной жилищной комиссией ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... ", " Ф.И.О. "1 отказано в постановке на учет на том основании, что не представлены документы, подтверждающие наличие условий, предусмотренных ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим жилищные права его, как бывшего сотрудника, и его семьи, " Ф.И.О. "1 обратился в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с общими правилами ч. 1 ст. 52 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма предусматривает принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований их снятия с учёта.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Данная норма распространяет свое действие на пенсионеров МВД России и сотрудников, принятых на учет до 01.03.2005.
В соответствии с приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Данный приказ был издан во исполнение требований Жилищного кодекса РСФСР и применяется в части, не противоречащей ЖК РФ, введенному в действие с 1 марта 2005 г.
Согласно п. 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, служивших основанием для принятия соответствующих решений.
Пунктом 9.1 Положения установлено, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения и утверждения протокола начальником органа.
Согласно п. 4 Положения списки очередников, имеющих право на получение жилого помещения, утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Согласно пункту 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от " ... " N " ... ", отказ в принятии сотрудника на учет для единовременной выплаты допускается в случае, если представленные им сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как следует из справки начальника тыла Управления МВД России по городу Краснодару полковника внутренней службы " Ф.И.О. "6 и секретаря жилищно - бытовой комиссии Управления МВД России по городу Краснодару капитана внутренней службы " Ф.И.О. "7 от " ... " N " ... ", " Ф.И.О. "1 на жилищном учете в Управлении МВД России по городу Краснодару не состоит и ранее не состоял.
Кроме того, информацией о нахождении " Ф.И.О. "1 на жилищном учете в муниципальном образовании город Краснодар, а также о жилищных условиях " Ф.И.О. "1 жилищно - бытовая комиссия не располагает.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, правильно исходил из того, что истцом не предоставлены сведения, подтверждающие факт постановки его на учет, в качестве нуждающеюся в жилом помещении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с имеющимися полномочиями, имеющимися до 01 марта 2005 года.
Кроме того, истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено сведений, подтверждающих право постановки на учет при наличии документов, обоснованно подтверждающих это право, с учетом законодательства, действующего в указанный период, а также не представлено подтверждения сохранения за ним права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по настоящее время с условием отсутствия основания для снятия его с учета.
Более того, со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ с " ... " у органов внутренних дел Российской Федерации отсутствуют правовые основания для постановки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок восстановления в таких списках законодательством не установлен.
Таким образом из вышеизложенного следует, что истцом не представлены надлежащие доказательства в подтверждение сохранения за ним права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеется правовых оснований для признания за " Ф.И.О. "1 права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того, требованиями нормативных правовых актов МВД России было установлено, что вопросы рассмотрения заявлений сотрудников о наличии оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. относились к ведению специально созданных комиссий в системе МВД России, которые по результатам рассмотрения поданных в установленном порядке заявлений принимали мотивированное решение о постановке на учет или об отказе в такой постановке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии совокупности всех условий, дающих право на признание истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не представлены сведения, подтверждающие факт постановки его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с полномочиями, имеющимися до 1 марта 2005 г., не имеется сведений, подтверждающих право постановки на учет при наличии документов, обоснованно подтверждающих это право с учетом законодательства, действующего в указанный период, и нет подтверждения сохранения за ним права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по настоящее время.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку обжалуемый " Ф.И.О. "1 отказ от 12 февраля 2014 г. принят полномочным на их принятие лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом порядок его принятия соблюден, он не нарушает законных прав заявителя, судебная коллегия Краснодарского краевого суда приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным обжалуемого отказа.
Отсюда, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 26 февраля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.