Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Малаевой В.Г., Диянова С.П.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
с участием прокурора " Ф.И.О. "3
при секретаре " Ф.И.О. "4
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФМС России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "5 на решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 28 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тбилисского района Краснодарского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к отделению Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в " ... " и Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю о признании незаконными бездействия отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в " ... " по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции прокурор уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил:
признать незаконными бездействие УФМС России по Краснодарскому краю, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, отделения УФМС России по
Краснодарскому края в " ... ", расположенного по адресу: ст. Тбилисская, " ... ", Краснодарского края, а фактически дислоцирующегося в ст. Тбилисская, " ... ", Краснодарский край;
обязать УФМС России по Краснодарскому краю, устранить выявленные нарушения, обеспечив беспрепятственный доступ инвалидам в помещения отделения УФМС России по Краснодарскому краю в " ... ", в полном объеме в соответствии с требованиями, предусмотренными СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП35-01-2001", а именно: оборудовать вход в здание пандусом, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, в соответствии с разделом 11 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 оборудовать помещение системой звукового информирования заявителей, электронной системой управления очередью, световым информационным табло, установленным в помещении для работ с гражданами, компьютером, установленным в зале обслуживания, со справочной (в том числе нормативной правовой информацией) с соответствующим программным обеспечением.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной " ... " проверки прокуратурой района с привлечением специалиста отдела по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в " ... " по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в деятельности отделения УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе было установлено, что в нарушение законодательства в отделении УФМС России по Краснодарскому краю в " ... ", отсутствует оборудованный пандус, ширина входной двери менее 90 см, высота порога входной двери около 5 см, поручни с двух сторон не соответствуют высоте 90 см, отсутствуют кнопка вызова специалиста, журнал проверок неисправностей кнопки вызова для инвалидов, приказ о закреплении ответственного лица, также контрастная краска порожек и ступеней. В 2013 году прокурором Тбилисского района вносилось представление начальнику УФМС России по Краснодарскому краю об устранении нарушений миграционного законодательства, в котором отражены нарушения законодательства о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также законодательства об административных правонарушениях, которое рассмотрено и удовлетворено частично. До настоящего времени не устранены вышеперечисленные выявленные нарушения.
Решением Тбилисского районного суда от 28 апреля 2015 г. иск Туапсинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель УФМС России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "5 просит отменить решение Тбилисского районного суда от 28 апреля 2015 г. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора " Ф.И.О. "3, представителя территориального управления (ТУ) Росимущества в Краснодарском крае (КК) по доверенности " Ф.И.О. "6, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.02.2015 прокуратурой Тбилисского района с привлечением специалиста отдела по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тбилисском районе проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в отделении УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ от 27.04.2028 "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ от 27.04.2028 "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.
Статьей 4 указанного Закона объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием.
В ходе проверки установлено, что в здании по адресу: " ... ", " ... ", " ... ", Краснодарский край, фактически занимаемом в настоящее время для осуществления деятельности отделением УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе в нарушение требований, предусмотренных СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) отсутствует оборудованный пандус (п. 4.1.14, п. 4.1.15 СП 59.13330.2012); ширина входной двери менее 90 см, что не соответствует п. 5.1.4 СП 59.13330.2012; порог входной двери имеется, высота 5 см в нарушение п. 5.1.4 СП 59.13330.2012; поручни на входной лестнице не соответствуют п. 4.1.12 СП 59.13330.2012, а также отсутствуют: кнопка вызова специалиста; журнал проверок неисправностей кнопки вызова для инвалидов; приказ о закреплении ответственного лица; контрастная краска порожек и ступеней.
Согласно справке " ... " от " ... " при осмотре здания, в котором расположено отделение УФМС по Краснодарскому краю в Тбилисском районе, начальник МАУ "Управление архитектуры и градостроительства Тбилисского района" определил, что вход в здание осуществляется через ступени высотой 20 сантиметров и глубиной 30 сантиметров, входная дверь одностворчатая шириной 0,8 метра, высота порога двери 4 сантиметра. Пандус отсутствует. В обследуемом здании не соответствуют требованиям доступности объекта маломобильным гражданам ступени у входа, а также входная дверь. Обеспечение доступа маломобильных групп населения к зданию, занимаемому отделением УФМС по Краснодарскому краю в Тбилисском районе, с учетом особенностей описываемого здания, наличие свободных площадей у восточной стены здания и перед ним, представляют возможность сооружение пандуса в соответствии с действующими нормативами.
Из п. 1.1 договора N БВП 282-06 от " ... ", заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (ссудодатель) по соглашению с отделом внутренних дел Тбилисского района (балансодержатель), с одной стороны, и управлением Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (ссудополучатель), с другой стороны, следует, что УФМС России по Краснодарскому краю приняло в безвозмездное временное пользование нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: " ... ", для использования под нежилые помещения, в состоянии, соответствующем условиям настоящего договора и их назначению.
Согласно п. 2.6.3 договора УФМС России по Краснодарскому краю обязано поддерживать нежилые помещения, полученные в безвозмездное пользование, в исправном техническом состоянии, нести все расходы на их содержание, своевременно производить, за свой счет, текущий ремонт нежилых помещений, а также осуществлять их капитальный ремонт в сроки, установленные приложением N 2 к настоящему договору. Необходимость проведения капитального ремонта определяется приложением N 2 к настоящему договору или техническим заключением, составленным организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Согласно п. 2.6.5 договора УФМС России по Краснодарскому краю обязано не производить перепланировку и переоборудование нежилых помещений, передаваемых в безвозмездное пользование, без письменного согласия ссудодателя и балансодержателя.
Согласно п. 2.6.2 договора ответчик использует помещения по целевому назначению, указанному в п. 1.1. договора, в соответствии с условиями договора и обеспечивает их сохранность.
Согласно ст. 8.15 приказа ФМС России от 25.09.2012 N 303 "Об утверждении Регламента Федеральной миграционной службы" (зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2012 N 25890) территориальные органы ФМС России финансируются ФМС России за счет средств федерального бюджета, имеют счета в кредитных организациях Российской Федерации и органах федерального казначейства.
Поскольку финансирование отделения УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно устранение нарушений не входит в компетенцию отделения УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе.
Вместе с тем, устранение выявленных нарушений не связано с перепланировкой и переоборудованием нежилых помещений здания, следовательно, устранение нарушений не влечет для УФМС России по Краснодарскому краю, наступление ответственности, предусмотренной п. 4.2. договора, за несоблюдение требований п. 2.6.5. договора, где предусмотрено письменное согласование сторон на перепланировку и переоборудование нежилых помещений.
Кроме того, у УФМС России по Краснодарскому краю не исключена реальная возможность в соответствии с п. 2.6.5 договора согласовать с ссудодателем и балансодержателем соответствующие перепланировку и переоборудование занимаемых им нежилых помещений с целью устранения выявленных нарушений и создания условий инвалидам.
При входе в отделение УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе выявлены нарушения положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по соблюдению прав и законных интересов инвалидов и других категорий маломобильных граждан и о бездействии УФМС России по Краснодарскому краю, чем, в свою очередь, нарушаются права и свободы отдельных категорий граждан, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты.
Поскольку в отделении УФМС России по Краснодарскому краю в Тбилисском районе допущенные вышеперечисленные нарушения требований закона не устранены, то есть не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Тбилисского районного прокурора.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 28 апреля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя УФМС России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "5 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.