Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Коваленко С.В., Данилова О.И.
при секретаре Филимоновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемскому району на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 17 марта 2015 г. по заявлению И.А.А. о признании действий должностного лица отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемскому району незаконными.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.А.А. обратился в суд с названным заявлением по тем основаниям, что взамен водительского удостоверения с истекающим сроком действия с категориями "А", "В", "С", "D", "Е" ему было выдано новое водительское удостоверение, в котором отсутствовали открытые подкатегории "DE" и "D1E". Поскольку должностным лицом необоснованно затребованы дополнительные документы, подтверждающие обучение по данным подкатегориям, и не дан мотивированный ответ отказа открытия названных подкатегорий во вновь выданном удостоверении, заявитель просил признать действия должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району незаконными и обязать ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району выдать ему взамен выданного с нарушениями водительское удостоверение с указанием всех разрешенных категорий и подкатегорий транспортных средств: "А", "А1", "В", "В1", "С", "С1", "D", "D1", "BE", "СЕ", "С1E", "DЕ", "D1Е", "М" за счет средств ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району.
Суд удовлетворил заявленные требования и взыскал с ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району в пользу И.А.А. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины ( ... ) руб.
С таким решением не согласно ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что в настоящее время отсутствуют основания для открытия И.А.А. отдельных подкатегорий "DE" и "D1E" без прохождения обучения и сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД. Категория "D" получена заявителем в 2005 г. и при замене водительского удостоверения категория "Е" перенесена к категориям, которые получены им до 01 января 2001 г. После 2010 г. подкатегория "DE" стала отдельной категорией и для получения водительского удостоверения на право управления данной категорией состава транспортных средств необходимо сдать квалификационный экзамен категории "Е" в составе транспортного средства, тягачом у которого является транспортное средство категории "D", - на сочлененном автобусе.
В возражениях И.А.А. выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОМВД России по Кемскому району Леонтьев С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель И.А.А. и заинтересованное лицо Хлебнов В.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С учетом характера заявленных требований судом правильно принято и рассмотрено заявление И.А.А. в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что категорию транспортных средств "С" И.А.А. получил в 1984 г., категорию "Е" - в 1991 г., категорию "D" - в 2005 г. В связи с открытием новой категории "D" 25 марта 2005 г. он осуществил обмен водительского удостоверения, выдано удостоверение с категориями "А", "В", "С", "D" и "Е".
На обращение И.А.А. ( ... ) г. с заявлением в орган ГИБДД для замены по сроку действия водительского удостоверения, разрешающего право управления транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D" и "Е", ( ... ) г. ему выдано водительское удостоверение нового образца серии ( ... ) N ( ... ), разрешающее право управления транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий: "А", "А1", "В", "В1", "С", "C1", "D", "D1", "BE", "СЕ", "С1E", "М".
Заявитель не согласен с отказом должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району в выдаче удостоверения на право управления транспортными средствами категории "DE" и подкатегории "D1E".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N317-ФЗ) истечение установленного срока действия водительского удостоверения является одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно пункту 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N1097, водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если истек срок его действия. Выдача водительского удостоверения осуществляется в порядке, установленном разделом III названных Правил.
В силу положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N92-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: категория "A" - мотоциклы; категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; категория "Tm" - трамваи; категория "Tb" - троллейбусы; категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы; подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов; подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку выдача в 2005 г. Ищуку А.А. водительского удостоверения с категориями "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждает наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, в том числе "DE" и подкатегории "D1E".
Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.
Согласно редакции статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", действовавшей на момент обмена И.А.А. 25 марта 2005 г. водительского удостоверения в связи с открытием новой категории "D", право на управление транспортными средствами предоставлялось: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев.
В связи с отсутствием у И.А.А. на время выдачи нового водительского удостоверения в 2005 г. стажа управления транспортным средством категории "Д" не менее 12 месяцев у него не возникло право на управление составом транспортных средств соответствующей категории "Д".
Таким образом, выдача 25 марта 2005 г. водительского удостоверения категории "Е" без требовавшегося в данном случае проставления в графе "Особые отметки" разрешающей отметки "Е" только к "С" не означает возникновение у И.А.А. права на управление составом транспортных средств соответствующей категории "D".
В соответствии с пунктами 10, 19 и 25 вступивших в силу с 01 января 2000 г. Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N1396 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N1097), категория "Е" была разделена на три группы "Е" к "С", "Е" к "В", "Е" к "D" и для получения водительского удостоверения на право управления данной категории состава транспортных средств необходимо сдать квалификационный экзамен категории "Е" в составе транспортного средства, тягачом у которого является транспортное средство следующей категории "D".
Ранее действовали программы подготовки водителей транспортных средств, утвержденные приказом Министерства общего профессионального образования Российской Федерации от 02.04.1999 N644, а в настоящее время действуют программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N1408, регламентирующие порядок прохождения обучения водителей и получения национального российского водительского удостоверения соответствующих категорий и подкатегорий.
Таким образом, оспариваемые действия должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району не повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 17 марта 2015 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления И.А.А. о признании действий должностного лица отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемскому району незаконными отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.