Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Гудковой Г.В., Савина А.И.
при секретаре Вилканаускайте С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2015 г. по иску прокурора Калевальского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Калевальский муниципальный район" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калевальского района Республики Карелия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчику по тем основаниям, что в результате проведенной проверки были выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Санкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ), содержится и используется с нарушениями требований санитарных правил. В соответствии с действующим договором аренды земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ N, заключенным между администрацией Калевальского муниципального района и ООО "Калевальские коммунальные системы", земельный участок передан в аренду под полигон для твердых бытовых отходов. Согласно указанному договору, арендатор обязан использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях. У ответчика отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, у арендатора участка отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, условия хранения и способы захоронения отходов на данном объекте не соответствуют требованиям санитарного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления и не являются безопасными. Мониторинг окружающей природной среды в районе функционирования санкционированной свалки не осуществляется, отсутствует программа производственного контроля, мусор размещается хаотично, отсутствует ограждение территории, кольцевой канал и вал, изолирующий слой; не ведется контроль за размещением на свалке отходов, что не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к деятельности по обезвреживанию и захоронению отходов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде; нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, данный объект в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Калевальский муниципальный район" в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ); обязать администрацию муниципального образования "Калевальский муниципальный район" в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ), лицом, имеющим лицензию, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Решением суда заявление прокурора Калевальского района Республики Карелия удовлетворено. Суд обязал администрацию муниципального образования "Калевальский муниципальный район" в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ), также в указанный срок обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ), лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
С решением суда не согласна администрация муниципального образования "Калевальский муниципальный район", в апелляционной жалобе просит изменить решение в части возложения на администрацию обязанности в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ) и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на то, что Администрация на основании договора предоставила в пользование ООО "Калевальские коммунальные системы" земельный участок для размещения свалки твердых бытовых отходов, тем самым исполнив свою обязанность по организации и переработке бытовых и промышленных отходов, установленную ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об отходах производства и потребления". Считает, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязанность получения санитарно-эпидемиологического заключения на свалку твердых бытовых отходов установлена для соискателя лицензии по лицензированию деятельности, связанной с размещением отходов 1 и 4 класса опасности, а не для органа местного самоуправления. Относительно обязания администрации Калевальского муниципального района в течение 3-х лет обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, возражений не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Калевальские коммунальные системы" и прокурор Калевальского района считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Калевальский муниципальный район" в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Волкова Е.А. возражала против доводов жалобы, полагала решение суда законным.
Представитель ООО "Калевальские коммунальные системы" в судебном заседании апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в интересах законности решение суда в полном объеме, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что объект размещения отходов производства и потребления, расположенный на территории земельного участка с кадастровым номером N границах ( ... ), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на указанное место для размещения отходов производства и потребления, в то время как обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена действующим законодательством к вопросам местного значения муниципального района, которым является администрация муниципального образования "Калевальский муниципальный район".
С данным выводом суда согласиться нельзя.
По делу установлено, что постановлением администрации Калевальского муниципального района N от ХХ.ХХ.ХХ земельный участок с кадастровым номером N в границах ( ... ), общей площадью ( ... ) кв.м. предоставлен ООО "Калевальские коммунальные системы" в аренду под размещение полигона для твердых бытовых отходов, ХХ.ХХ.ХХ заключен соответствующий договор.
Однако, как указано прокурором в иске и установлено судом первой инстанции, в указанном месте находится санкционированная свалка, которая не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Однако судом не учтено, что действующая свалка твердых бытовых отходов не является полигоном для твердых бытовых отходов.
Действующим законодательством, в частности п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования "Калевальский муниципальный район" получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером N в границах ( ... ), а также обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории указанного земельного участка, лицом, имеющим лицензию, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности заявлены в отношении объекта которого не существует и сводятся по существу к возложению обязанности оборудовать в конкретном месте полигон для твердых бытовых отходов.
Согласно положений ст. 258 ГПК РФ на уполномоченный орган может быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение только в том случае, когда законом предусмотрена определенная обязанность органа местного самоуправления, которая своевременно не исполняется.
Вместе с тем, ни прокурором, ни судом, удовлетворившим требования прокурора, не указано, какими нормами права на органы местного самоуправления возложена обязанность оборудовать в конкретном месте полигон для твердых бытовых отходов.
СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", которым мотивированы требования прокурора, устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать уже имеющиеся полигоны для твердых бытовых отходов, однако эти нормы не предусматривают обязанности оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления в конкретном месте. Более того, СанПиН 2.1.7.1038-01 предусматривает особый порядок выбора земельного участка под эти полигоны с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на выбранный участок для устройства полигона.
Кроме того, заявленные прокурором противоречивы, поскольку в случае, если полученное ответчиком санитарно-эпидемиологическое заключение на указанный в иске земельный участок для устройства полигона будет отрицательным, то решение суда в части возложения обязанности обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории указанного земельного участка, лицом, имеющим лицензию, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности будет неисполнимо, что недопустимо.
При таких обстоятельствах требования прокурора не подлежат удовлетворению. Вопрос же о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, как это предусмотрено законом, прокурором не ставился.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации муниципального образования "Калевальский муниципальный район" подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Калевальский муниципальный район" удовлетворить.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2015 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске прокурору Калевальского района Республики Карелия, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Калевальский муниципальный район" об обязании совершить определенные действия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.