Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Савина А.И. и Данилова О.И.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.04.2015 по иску прокурора города Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой г.Сортавала проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что автомобильная дорога ( ... ) от ( ... ) через ( ... ), ( ... ) до ( ... ), км ( ... )- ( ... ) км ( ... )+ ( ... ) отнесена к автомобильным дорогам федерального значения и передана в оперативное управление ФКУ Упрдор "Кола". В ходе комиссионного обследования было установлено, что на отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный пункт с. ( ... ) (на фактической границе жилой застройки) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" с. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" с. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный пункт п. ( ... ) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" с. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" с. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на выезде из населенного пункта п. ( ... ) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" п. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" п. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный пункт п. ( ... ) (на фактической границе жилой застройки) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" п. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" п. ( ... ). Таким образом, нарушены требования п. ( ... ), п. ( ... ) ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств". На участке автодороги ( ... ) км ( ... ) м до ( ... ) км ( ... ) м в нарушение п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствуют тротуары в границах населенного пункта (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )). На участке автодороги ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м и ( ... ) км ( ... ) м до ( ... ) км ( ... ) м в нарушение п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствует стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги, проходящей по населенным пунктам (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ). По информации, предоставленной администрацией ( ... ), часть земель сельскохозяйственного назначения, расположенные вдоль автомобильной дороги ( ... ) " ( ... )" на участках км ( ... )+ ( ... ) км ( ... )+ ( ... ) км ( ... )+ ( ... ) км ( ... )+ ( ... ) с целью жилищного строительства переведены в земли населенных пунктов, в связи с чем изменились границы населенных пунктов с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ). Указанные населенные пункты имеют общие границы, между ними нет территорий вне пределов населенных пунктов. Вместе с тем, до настоящего времени на указанном участке автодороги отсутствуют дорожные знаки, обозначающие границы населенных пунктов, указанный участок автодороги не обустроен стационарным электрическим освещением и пешеходными тротуарами. Выявленные нарушения на участке автомобильной дороги, проходящей по населенным пунктам с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ) свидетельствуют о неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном участке дороги. На основании изложенного, истец просил обязать ФКУ Упрдор "Кола" в срок до ( ... ) обеспечить безопасность дорожного движения на участке автомобильной дороги ( ... ) " ( ... )" ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м, проходящей по населенным пунктам с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ), а именно: установить на въездах в населенные пункты с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ) на фактических границах жилой застройки дорожные знаки ( ... ) "Начало населенного пункта" и ( ... ) "Конец населенного пункта" в соответствии с требованиями пп. ( ... ), ( ... ) ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; оборудовать по обеим сторонам данного участка автодороги тротуары или пешеходные дорожки в соответствии с требованиями ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования"; обеспечить на указанном участке автодороги стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования".
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал ФКУ Упрдор "Кола" в срок до ( ... ) обеспечить безопасность дорожного движения на участке автомобильной дороги ( ... ) " ( ... )" ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м, проходящей по населенным пунктам (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )), а именно: установить на въездах в населенные пункты (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )) на фактических границах жилой застройки дорожные знаки ( ... ) "Начало населенного пункта" и ( ... ) "Конец населенного пункта" в соответствии с требованиями пп. ( ... ) , ( ... ) ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; оборудовать по обеим сторонам данного участка автодороги тротуары или пешеходные дорожки в соответствии с требованиями п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования"; обеспечить на указанном участке автодороги стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования". С ФКУ Упрдор "Кола" в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере ( ... ) руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы, указывает, что решение суда основывается на неправильном применении норм процессуального и материального права. Полагает, требование прокурора г. Сортавала об установлении на въездах в населённые пункты (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )) на фактических границах жилой застройки дорожных знаков ( ... ) "Начало населённого пункта" и ( ... ) "Конец населённого пункта" в соответствии с требованиями пп. ( ... ), ( ... ) ГОСТ Р 52289-2004 не подлежит удовлетворению, поскольку остается не определенным и препятствующим его дальнейшему исполнению. Обращает внимание, что письмом в адрес Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора от ( ... ), подтверждён факт осуществления действий по испрашиванию денежных средств из федерального бюджета на установку знаков, которые предшествовали иску. Отмечает, что в силу обязательности требования установки знаков на фактической границе застройки ответчик обращал внимание суда на необходимость четкого указания таковой, потому как исковое требование заявлено не конкретно, что при его удовлетворении будет препятствовать должному исполнению судебного акта, поскольку субъективное определение фактической границы застройки ответчиком недопустимо. Кроме того, полагает, судом не учтен факт наличия на ( ... ) км знака ( ... ) "Начало населённого пункта" п. ( ... ) и на ( ... ) км знака ( ... ) "Конец населённого пункта" п. ( ... ). Указывает, что решение суда в части понуждения ФКУ Упрдор "Кола" осуществить двустороннее оборудование участка дороги тротуарами и пешеходными дорожками является не соответствующим нормам материального права. Пункт ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 требует установления тротуаров при односторонней застройке - с одной стороны. Согласно документам территориального зонирования ( ... ) городского поселения, а также публичной кадастровой карте двусторонняя застройка занимает меньше трети протяженности участка ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м автомобильной дороги ( ... ) " ( ... )". Следовательно, вдоль большей части указанного участка автомобильной дороги располагается односторонняя застройка либо застройка вообще отсутствует. Обращает внимание, что размещение пешеходных дорожек за пределами земляного полотна является невозможным, поскольку вдоль участка автомобильной дороги федерального значения ( ... ) " ( ... )" ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м не имеется полосы отвода, занимаемой дорогой, то есть земляного полотна. Земли, на которых судом предполагается размещение пешеходных дорожек, относятся к землям поселений. Соответственно, полагает, ФКУ Упрдор "Кола" не вправе выполнять строительство пешеходных дорожек на указанном участке автомобильной дороги. Кроме того, указывает, что факт исполнения ФКУ Упрдор "Кола" своих обязательств по организации работ, направленных на устройство стационарного электрического освещения, установлен судом и подтверждается заключением с ООО " ( ... )" государственного контракта на разработку проектной документации по результатам размещения государственного заказа и прохождением данного контракта государственной экспертизы. Следовательно, заключение данного контракта опровергает бездействие ФКУ Упрдор "Кола" и свидетельствует об отсутствии вины в нарушении п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007. Отмечает, что подготовка проектной документации, как указано прокуратурой и в решении суда, без учёта изменения границ населённых пунктов, установленных генеральным планом ( ... ), утверждённого решением Совета Сортавальского муниципального района от ( ... ) N ( ... ) произошла по вине органов местного самоуправления. Между тем, судом не принято во внимание, что ч. ( ... ) ст. ( ... ) Устава Сортавальского муниципального района требует обязательного официального опубликования для вступления в силу подобных правовых актов. Однако решение Совета Сортавальского муниципального района от ( ... ) N ( ... ) в газете " ( ... )" N ( ... ) от ( ... ) опубликовано ненадлежащим образом, а именно без основополагающих документов - генерального плана и правил землепользования и застройки ( ... ). Также неполное размещение данного правового акта допущено и на официальном сайте администрации Сортавальского муниципального района в сети Интернет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Демьяненко Ю.А. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Крылов Д.И. возражал против доводов жалобы.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога от ( ... ) через ( ... ), ( ... ) до ( ... ), включающая стоящийся участок от ( ... ) автомобильной дороги вокруг ( ... ) через ( ... ) до автомобильной дороги ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - ( ... )+ ( ... ) закреплена за ФКУ Упрдор "Кола", что подтверждается Приложением ( ... ) к Распоряжению ТУ Росимущества по РК от ( ... ) N ( ... ), актом приема-передачи недвижимого имущества от ( ... ) свидетельством о государственной регистрации права от ( ... ).
ФКУ Упрдор "Кола", в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Федерального дорожного агентства от ( ... ) N ( ... ) осуществляет функции, в том числе, по организации мероприятий по обеспечению круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в том числе организация наблюдения за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования федерального значения в течение года (п. ( ... )).
Прокуратурой г.Сортавала проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
Как следует из акта комиссионного осмотра эксплуатационного состояния и технических средств организации дорожного движения участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения ( ... ) " ( ... )" ( ... )- ( ... ) км, проходящим по населенным пунктам г. ( ... ) п. ( ... ) от ( ... ) установлено, что на отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный пункт с. ( ... ) (на фактической границе жилой застройки) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" с. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" с. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный пункт п. ( ... ) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" с. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" с. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на выезде из населенного пункта п. ( ... ) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" п. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" п. ( ... ). На отметке ( ... ) км ( ... ) м на въезде в населенный п. ( ... ) (на фактической границе жилой застройки) отсутствует дорожный знак ( ... ) ( ( ... )) "Начало населенного пункта" п. ( ... ) и ( ... ) ( ( ... )) "Конец населенного пункта" п. ( ... ). На участке автодороги ( ... ) км ( ... ) м до ( ... ) км ( ... ) м в нарушение п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствуют тротуары в границах населенного пункта (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )). На участке автодороги ( ... ) км ( ... ) м - ( ... ) км ( ... ) м и ( ... ) км ( ... ) м до ( ... ) км ( ... ) м в нарушение п. ( ... ) ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствует стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги, проходящей по населенным пунктам (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )).
Согласно информации, представленной администрацией ( ... ), в соответствии с утвержденным Генеральным планом ( ... ) часть земель сельскохозяйственного назначения, расположенные вдоль автомобильной дороги ( ... ) " ( ... )" на участках км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) с целью жилищного строительства переведены в земли населенных пунктов, в связи с чем изменились границы населенных пунктов села ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... ). По утвержденному генеральному плану указанные населенные пункты имеют общие границы, между ними нет территорий вне пределов населенных пунктов.
( ... ) между ФКУ Упрдор "Кола" и ООО " ( ... )" был заключен государственный контракт N ( ... ) на разработку проектной документации: "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения: Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге ( ... ) " ( ... )" ( ... )- ( ... )-автомобильная дорога ( ... ) " ( ... )" на участках км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) н.п. ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) н.п. ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) г. ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) н.п. ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) н.п. ( ... ), км ( ... )+ ( ... ) - км ( ... )+ ( ... ) н.п. ( ... ), ( ... )". Проектная документация была подготовлена без учета изменения границ населенных пунктов, установленных Генеральным планом ( ... ) и без учета фактических границ жилой застройки, расположенной па территории ( ... ) (с. ( ... ), пгт. ( ... ), п. ( ... )).
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - ФЗ N257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. (п.12 ст.3 ФЗ N257-ФЗ). К работам по содержанию автомобильных дорог отнесено, в том числе, и устройство дорожных разметок и дорожных знаков.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также ФЗ N196-ФЗ) содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.1 ст.17 ФЗ N257-ФЗ).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Согласно п.5.6.28 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.23.1 и 5.23.2 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе жилой застройки.
Согласно п.5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.24.1 и 5.24.2 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.
Согласно требованиям пп.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N270-ст - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
С учетом приведенных выше положений, учитывая, что выявленные нарушения нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований к ФКУ Упрдор "Кола", которая не осуществила мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в нарушение требований ГОСТ Р52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, что свидетельствует о неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены верно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, сводящиеся, по сути, к вопросам, связанным со сроками и порядком исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также финансированию таких мероприятий, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Решение суда постановлено при верном определении значимых для дела обстоятельств, с учетом исследованных доказательств, которые оценены судом по правилам ст.67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований для его отмены по доводам жалобы, применительно к положениям ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.04.2015 по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.