Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей Ахметзяновой Л.Р., Максименко И.В.,
при секретаре Ишметовой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в отношении (ФИО)1 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", выдаче удостоверения "Ветеран труда", ссылаясь на то, что 15.09.2014 года на заседании комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" ей было отказано в присвоении указанного звания на том основании, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Возражая на иск, ответчик указал на обоснованность принятого решения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии сторон.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Ответчик отказал истцу в присвоении звания "Ветеран труда, поскольку Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение указанного звания. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ, со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Постановлением правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 года N 103-П "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали РФ, почетные звания, РФ, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, значки, почетные звания автономного округа. Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ в данный перечень не входит. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, правовые основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" отсутствуют.
Истец, представитель ответчика извещены о времени и месте судебного заседания телефонограммой, в суд апелляционной инстанции, не явились.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что (ФИО)1 является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением N 154424.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 мая 2014 года N 490-п истец награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от N 15-исх-18959 от 28.11.2014 года истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации не является ведомственной наградой и не включена в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, дав правильный анализ действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с Положением "О Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 года N 78н, к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации относится, в том числе, и Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ст.4 Закона ХМАО - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Требования ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверению ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Суд первой инстанции признал право истца на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку пришел к обоснованному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта РФ незаконно уменьшил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания " Ветеран труда", гарантированного ст.7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, так как действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении истцу звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.
При этом суд обоснованно отказал истцу в части требований о выдаче удостоверения "Ветеран труда".
Вывод суда согласуется с требованиями ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п, которым утвержден Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры" и выдачи удостоверений.
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 вышеуказанного Порядка присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прием документов - казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат", оформление удостоверения "Ветеран труда" - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.
При таком положении у суда не имелось оснований для возложения на Департамент обязанности по выдаче истцу удостоверения, поскольку в силу п. 4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Ахметзянова Л.Р.
Максименко И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.