Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Мелехиной Т.И., Решетниковой О.В.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора действующего в защите неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" о понуждении к исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
по апелляционной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз" на решение Нефтеюганского районного суда от 18 ноября 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц к ООО "РН - Юганскнефтегаз" о понуждении к исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить частично.
Обязать ООО "РН-Юганскнефтегаз" до ликвидации полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на Мало-Балыкском месторождении нефти в районе куста 585 с инвентаризационным номером 63924, расположенного на лесном участке площадью 12,68 га, номер участка в государственном лесном реестре: 86/04/007/2010- 10/00152, полигона по сбору и переработке промышленных отходов на Правдинском месторождении нефти в районе ДНС-1 с инвентаризационными номерами 101365721, 101365727, расположенного на лесном участке площадью 7,998 га, кадастровый номер земельного участка 86:08:020904:5305, осуществлять производственный контроль состояния подземных вод, включающего исследование перманганатной окисляемости, азота аммония, запаха, мутности, санитарно - показательных микроорганизмов и предоставлять результаты производственного контроля с анализом причин изменения качества воды в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
В остальной части исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора, оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" госпошлину в доход бюджета г.Нефтеюганска в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителей ответчика ООО "РН-Юганскнефтегаз" по доверенностям Сайтчабаровой Н.А.
и Абдракипова А.И., поддержавших апелляционную жалобу, и прокурора Чепуренко Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, и уточнившего, что о наличии населенных пунктов в районе указанных объектов пояснений дать не может, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО "РН- Юганскнефтегаз" о понуждении к исполнению требований законодательства об охране окружающей среды. Просил обязать ООО "РН- Юганскнефтегаз" до ликвидации полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на Мало-Балыкском месторождении нефти в районе куста 585 с инвентаризационным номером 63924, расположенного на лесном участке площадью 12,68 га, номер участка в государственном лесном реестре: 86/04/007/2010-10/00152, а также полигона по сбору и переработке промышленных отходов на Правдинском месторождении нефти в районе ДНС-1 с инвентаризационными номерами 101365721, 101365727, расположенного на лесном участке площадью 7,998 га, кадастровый номер земельного участка 86:08:020904:5305: не реже 1 раза в месяц осуществлять производственный контроль состояния подземных вод, включающего исследование перманганатной окисляемости, азота аммония, запаха, мутности, санитарно - показательных микроорганизмов; не реже 1 раза в месяц предоставлять результаты производственного контроля с анализом причин изменения качества воды в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
Требования мотивировал тем, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" на территории Нефтеюганского района эксплуатировался полигон промышленных отходов в районе куста 585 Мало-Балыкского месторождения, а также полигон по сбору и утилизации нефтепромышленных отходов Правдинского месторождения в районе ДНС-1. Проведенная 18 августа 2014 г. проверка показала, что требования законодательства при размещении промышленных отходов на указанных объектах не исполняются. При изучении планов-графиков мониторинговых исследований полигонов установлено, что проведение лабораторных исследований проб подземных вод на перманганатную окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно- показательные микроорганизмы в него не включено. Не должным образом исполнялись требования закона об осуществлении производственного контроля состояния подземных вод не реже 1 раза в месяц. Планом-графиком предусмотрено осуществление ежемесячного контроля подземных вод лишь на содержание нефтепродуктов и хлоридов. Не исполнялась обязанность по предоставлению результатов производственного контроля в органы, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор. По информации территориального отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, ООО "РН-Юганскнефтегаз" результаты производственного контроля с анализом
причин изменения качества воды в отдел не предоставлялись. Ответчик установленные законом меры к обеспечению безопасности и мониторингу состояния подземных вод не принимались, что создавало вероятность их загрязнения опасными химическими соединениями и продуктами распада, а также реальную угрозу здоровью населения, осуществляющему употребление грунтовых вод и вод открытых водоемов.
Возражая против заявленных требований, представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" по доверенности Сайтчабарова Н.А. пояснила, что отходы производства, образующиеся в процессе деятельности по добыче нефти и газа, размещаются с последующим захоронением на полигоне по сбору и переработке промышленных отходов на Правдинском месторождении в районе ДНС-1 и полигоне по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на Мало-Балыкском месторождении в районе куста 585. Полигоны должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе их захоронения защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод. Согласно п.1.2. СП 2.1.5.1059-01 (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 N19), на которые ссылается прокурор, предусмотрено, что требования санитарных правил распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей. Доказательства, свидетельствующие о том, что подземные воды, находящиеся в месте расположения полигонов, могут использоваться для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье человека, отсутствуют. Информация о близлежащем населенном пункте не представлена. Отсутствуют также нормы, обязывающие хозяйствующего субъекта осуществлять мониторинг подземных вод непосредственно на объектах размещения отходов, а федеральным органом исполнительной власти не установлен порядок осуществления мониторинга загрязнения подземных вод на объектах размещения отходов (полигон). ООО "РН-Юганскнефтегаз" осуществляет мониторинг окружающей среды в границах лицензионного участка в соответствии с установлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 485-п. Органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в сфере природопользования, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, является Росприроднадзор. Со стороны госоргана после проведения проверки не было никаких попыток урегулирования разногласий. Обратила внимание суда на возможный риск возникновения противоречий между принятым судебным актом и возможными изменениями норм закона, в частности, по срокам осуществления контроля, что приведет к невозможности (затруднению) его исполнения.
В судебном заседании представитель истца помощник Нефтеюганского межрайонного прокурора Кущ А.С. исковые требования поддержал.
Представители ответчика ООО "РН-Юганскнефтегаз" по доверенностям Сайтчабарова Н.А. и Абдракипов А.И. против удовлетворения исковых требований возражали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился.
Нефтеюганский районный суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" Сайтчабарова Н.А. с ним не согласилась, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неверно применены нормы материального права. Настаивала на доводах об отсутствии норм, обязывающих хозяйствующего субъекта осуществлять мониторинг подземных вод непосредственно на объектах размещения отходов, а так же федеральным органом исполнительной власти не установлен порядок осуществления мониторинга загрязнения подземных вод на объектах размещения отходов (полигон). Далее привела доводы, изложенные в письменных возражениях. Указала на судебную практику. В дополнениях к апелляционной жалобе привела законодательство, регулирующим обеспечение безопасности для окружающей среды при обращении с отходами производства, указав, что контролирующим органом в этом отношении является Росприроднадзор, а не Роспотребсоюз, как полагает прокурор. Подчеркнула, что действия ответчика по периодичности и перечню проверяемых показателей следуют требованиям указанного Постановления N 485-П. Кроме того, СП 2.1.5.1059-01 не содержит специальной методики отбора проб и проведения анализа, в отличие от этого Постановления.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, Нефтеюганский межрайонный прокурор Гусенков П.В. полагает решение суда законным и обоснованным, установленным факт нарушения требований законодательства при размещении промышленных отходов: отсутствие в планах-графиках проведение лабораторных исследований проб подземных вод, проведение не должным образом производственного контроля состояния подземных вод не реже 1 раза в месяц.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, который надлежащим образом, факсимильной связь. 25.05.2015, уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просил, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ООО "РН-Юганскнефтегаз", судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, в связи с неправильным применением материального и процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу ст. 1 которого отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (п. 2 ст. 26 Закона N 89-ФЗ).
Требования прокурора о понуждении Общества осуществлять не реже 1 раза в месяц производственный контроль подземных (грунтовых) вод на полигоне по хранению и утилизации нефтесодержащих промышленных отходов, основаны на пунктах 5.2, 5.3., 5.5, 5.6,5.8 Санитарных правил 2.1.5.1059-01 "Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" (далее по тексту СП 2.1.5.1059-01), согласно которому периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.
Названные Правила хотя и предусматривают санитарную охрану подземных вод при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов (п.3.1), но обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод. (п.1.2-1.3).
Прокурором доказательств того, что деятельность ООО "РН-Юганскнефтегаз" в результате эксплуатации указанных выше полигонов оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, в материалы дела не представлено. Более того, отсутствуют доказательства принципиальной возможности поступления отходов производства в подземные воды, как и наличия потенциальной возможности использования таких подземных вод населением хотя бы в технических целях.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальным истцом не доказано, что имеется неопределенный круг лиц, которых может коснуться деятельность ответчика, и в охрану интересов которых необходимо применить санитарные правила. В частности, отсутствуют данные о наличии каких-либо населенных пунктов, где граждане могли бы использовать подземные воды, если в них попали бы необеззараженные и неочищенные жидкости, представляющие собой отходы производства.
Нарушение норм процессуального права привело к неправильному применению материального права (санитарных правил).
Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством области охраны окружающей среды. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды является частью производственного экологического контроля.
Из материалов дела следует, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" осуществляет деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. В процессе данной деятельности образуются отходы производства, которые размещается обществом с последующим захоронением на полигоне по сбору и переработке промышленных отходов на вышеуказанных полигонах по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на Мало-Балыкском месторождении в районе куста 585 и в районе ДНС-1 на Правдинском месторождении.
По согласованию с ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ООО "РН-Юганскнефтегаз" утвержден план-график мониторинговых исследований полигонов по сбору и утилизации промышленных отходов, в соответствии с которым контроль грунтовой воды осуществляется ежемесячно (нефтепродукты, хлориды) и 1 раз в год полный анализ (л.д. 45-48).
Вывод суда о том, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" осуществляется производственный контроль в сроки определенные планом-графиком мониторинговых исследований, нашел свое подтверждение материалами дела и прокурором не опровергнут. Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что оспариваемыми действиями ответчика создается реальная угроза причинения вреда экологии и нарушаются права граждан прокурором не представлено и в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
В остальной части решение не обжалуется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 18 ноября 2014 года в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ООО "РН-Юганскнефтегаз" обязанности осуществлять производственный контроль состояния подземных вод и предоставлять результаты производственного контроля с анализом причин изменения качества воды в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, до ликвидации полигонов по сбору и утилизации отходов на Мало-Балыкском месторождении нефти в районе куста 585 и на Правдинском месторождении нефти в районе ДНС-1 - отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части тоже решение оставить без изменения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.