Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Гудожникова Д.Н., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Урай в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Урай о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов и приведении земель в пригодное состояние, третье лицо Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (далее также-Росприроднадзор),
по апелляционной жалобе администрации г.Урай на решение Урайского городского суда от 20 марта 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Урай о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов и приведении земель в пригодное состояние, удовлетворить полностью.
Возложить на администрацию города Урая обязанность по ликвидации в полном объеме свалки отходов, расположенной на территории муниципального образования городской округ г. Урай в районе СОНТ "Заречное" и приведении земель в пригодное состояние для использования по целевому назначению в течение вегетационного периода 2015 года, в срок до 01 сентября 2015 года".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., мнение прокурора Рейм Е.В. и представителя третьего лица Росприроднадзора по доверенности Туровининой А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, и подчеркнувших бездоказательность доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Урая обратился в суд с иском к администрации г. Урая, просил обязать ликвидировать в полном объеме свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования городской округ г.Урай в районе СОНТ "Заречное", и привести земли в пригодное состояние для использования по целевому назначению в срок до 01.09.2015.
Требования обосновал тем, что 01.10.2014 в ходе рейдового патрулирования водоохраной зоны реки Конда в районе паромной переправы по направлению г. Урай - п. Кузьмичи, а также территории прилегающих лесов, установлено, что от грунтовой дороги, ведущей в СОНТ "Заречное" (п. Кузьмичи) с левой стороны имеется заезд в леса города Урай. Вдоль лесной дороги находится свалка- место несанкционированного размещения отходов
(навалы на грунте и в естественных углублениях рельефа местности отходов потребления: металлические емкости, кузова автомобилей, резиновые автопокрышки, потерявшие потребительские свойства, порубочные остатки, стекло, мебель, бывшая в употреблении, древесные отходы со следами выжига, пластиковые пакеты и т.п.). Общая площадь загрязненного отходами участка городских лесов составила 5 516,97 кв. м. Администрацией г. Урай меры по предотвращению загрязнения городских лесов, а также своевременной очистке от несанкционированных свалок территории муниципального образования не предпринимаются. Согласно письму администрации г.Урай от 27.10.2014 N 02-7537/14-0-0 несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, расположенное в районе СОНТ "Заречное" внесено в реестр несанкционированных свалок с планированием последующей ликвидацией. Выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного, земельного и санитарно- эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы государства в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, каковыми являются граждане, постоянно или временно проживающие в г.Урае, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Возражая против заявленных требований, глава администрации г.Урай Куликов В.П. указал, что согласно письму Муниципального казенного учреждения "Управление градостроительства, землепользования и природопользования города Урай" (N 611/04 от 12.03.2015) свалка в районе СОНТ "Заречное" внесена в реестр несанкционированных свалок, но в настоящее время не ликвидирована в связи с отсутствием финансирования. В целях возможности установить размер необходимых для ликвидации несанкционированной свалки денежных средств в январе 2015 года МКУ "УГЗиП г. Урай" направлены запросы в ряд организаций для проведения мониторинга цен на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по рекультивации загрязненных земель. Срок разработки проектно-сметной документации в среднем составляет от 3 до 4 месяцев. После получения данной документации станет возможным выполнить рекультивацию захламленного участка. Ввиду отсутствия в настоящее время необходимой для приведения спорного участка в пригодное состояние документации, отсутствия финансирования, ответчик просил установить срок для ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в г.Урай в районе СОНТ "Заречное" до 01 октября 2016 г., перечислив ряд мероприятий, необходимых для проведения в этот период.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Урая г.Урай Синцова О.Л. исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по доверенности Матыгина Л.А. требования поддержала, указав, что территорию необходимо только очистить от мусора, так как сама почва не загрязнена. Меры должны были быть приняты, т.к. свалка образовалась давно.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика администрации г.Урай.
Урайский городской суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации г.Урай Куликов В.П. с ним не согласился, просит решение суда изменить в части срока для ликвидации несанкционированной свалки и установить его до 01.10.2016г., указав на ряд необходимых мер, требующих финансирования, которое на 2015г. отсутствует, чему судом не дана надлежащая оценка. Полагает, что на момент вынесения судом решения администрацией г.Урай представлены все доказательства объективной невозможности его исполнения в срок, требуемый прокурором.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, представитель истца помощник прокурора г.Урая Синцова О.Л. полагает их несостоятельными, решение- вынесенным законно и обоснованно. Полагает, что установление срока до 01.10.2016г. повлечет дальнейшее захламление участка и его загрязнение. Обратила внимание суда на отсутствие в плане-графике размещения заказов на 2015г. заказа на ликвидацию данной свалки при наличии информации о ней с октября 2014г., а отсутствие финансирования ничем не подтверждено. Считает, что администрация г.Урай обладает достаточными финансовыми и административными ресурсами для решения данного вопроса.
3 лицо Росприроднадзор в письменных возражениях на жалобу подчеркивают отсутствие доказательств необходимости рекультивации земель и финансирования ликвидации свалки, срок для чего считают достаточным.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, администрации г. Урай, который надлежащим образом, извещением, принятым по факсу 01.06.2015, уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просил, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации г.Урай, возражений на неё истца (прокурора) и 3 лица, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными
правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что несанкционированная свалка отходов потребления размещена вдоль грунтовой дороги, ведущей в СОНТ "Заречное" (п. Кузьмичи) (л.д.18).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Нельзя согласиться с доводами жалобами о том, что в связи с отсутствием финансирования на 2015г. у администрации г.Урай отсутствовала возможность исполнить свои обязательства, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
Доказательств невозможности очистки территории свалки, выявленной в 2014г. (как и необходимости полной рекультивации земли, что безусловно привело бы к необходимости значительных финансовых затрат и продолжительного времени), администрацией г.Урай не представлено.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии необходимости установления нового срока.
Однако ответчик не лишен возможности при предоставлении объективных доказательств невозможности исполнить решение суда, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.
При таком положении оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного без нарушений материального и
процессуального законодательства, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урайского городского суда от 20 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Урай - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Гудожников Д.Н.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.