Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Архиповой М.В.,
судей Рожковой Т.В., Андриановой И.В.,
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах в интересах неопределённого круга лиц к Казьмину В.Н. о признании его действий противоправными и понуждении к заключению договора с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством
по апелляционной жалобе представителя Казьмина В.Н. Казьминой Н.А. на решение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Денисова В.В., согласившегося с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах обратилось в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Казьмину В.Н. о признании его действий противоправными и понуждении к заключению договора с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством, указывая, что территориальным отделом при осуществлении обследования санитарного состояния территории домовладений жителей по распоряжению N 72-р от 05.08.2014 г. администрации Ржаксинского поссовета обнаружено, что Казьмин В.Н. на территории своего домовладения, расположенного по адресу: ***, не соблюдает правила сбора, хранения и утилизации ТБО (твёрдых бытовых отходов), а именно: он не заключил договор со специализированной организацией на сбор, вывоз, утилизацию (захоронение) ТБО и осуществляет утилизацию твёрдых бытовых отходов с нарушением правил - сжигает их в железной бочке, что является нарушением п.п. 1.9, 1.13, 2.1.3, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.3, 2.4.4, 2.4.5, 3.1,3.2, 3.3, 3.4, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест" и п.п. 3.4 - 3.7 п. 3, п.п. 4.1 п. 4 решения Ржаксинского поселкового совета народных депутатов Ржаксинского района Тамбовской области N158 от 03.05.2012 года.
Постановлением о назначении административного наказания от 17 октября 2014 года Казьмин В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в незаключении договора со специализированной организацией на сбор, вывоз, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов и осуществлении утилизации твёрдых бытовых отходов с нарушением правил - сжигании их в железной бочке. Постановление вступило в законную силу.
Считая действия Казьмина В.Н. противоправными, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах просит суд обязать Казьмина В.Н. прекратить противоправные действия путём понуждения ответчика к заключению договора с лицами, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов, имеющих специализированное транспортное средство с специальных площадок с контейнерами и (или) с лицами, имеющими лицензию на захоронение и утилизацию твёрдых бытовых отходов.
Решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2015 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах удовлетворены.
Признаны противоправными действия Казьмина В.Н. по нарушению правил сбора, хранения и утилизации твёрдых бытовых отходов.
Казьмин В.Н. обязан прекратить противоправные действия путём понуждения к заключению договора с организацией, имеющей право на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством.
Взыскана с Казьмина В.Н. государственная пошлина в местный бюджет в размере ***
В апелляционной жалобе представитель Казьмина В.Н. Казьмина Н.А. просит отменить решение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2015 года, указывая, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусматривается Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Законодательство РФ не предусматривает обязательство гражданина - собственника индивидуального жилого дома заключать договор на сбор и вывоз отходов.
Для домовладений муниципального поселения организация сбора и вывоза отходов возложена на органы местного самоуправления, которые создают унитарные предприятия (в данном случае МУП "Комэнергосервис") или заключают договора с предприятиями других форм собственности. В р.п. Ржакса в данной сфере деятельности исключительное право принадлежит МУП "Комэнергосервис", созданное третьим лицом - администрацией Ржаксинского поссовета, от которого Казьмин В.Н. получал письма и квитанции с требованиями погасить долг за неоказанную услугу. Истец утверждает, что МУП "Комэнергосервис" не является монополистом в предоставлении данного вида услуг, что не соответствует действительности. Представитель администрации Ржаксинского поссовета подтвердил, что МУП "Комэнергосервис" единственная организация по предоставлению данного вида услуг населению на территории муниципалитета, а именно Ржаксинского района, к которому относится и домовладение ответчика, в связи с чем заявления истца о том, что он не настаивает на заключении договора именно с этой организацией, несостоятельны и безальтернативны.
Истец утверждает, что ответчик нарушает правила сбора, хранения и утилизации ТБО и вменяет ему в нарушение п.1.9; 1,13; 2.1.3; 2.1.5; 2.2.2; 2.2.3;2.4.4;2.4.5; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 6.3 СанПин 42-128-4690-88, тем самым пытаясь переложить вину администрации Ржаксинского поссовета и МУП "Комэнергосервис" на Казьмина В.Н., как на физическое лицо, хотя данные пункты СанПин определяют зону ответственности органов местного самоуправления и организаций, с кем заключен у них договор на сбор и вывоз отходов. Данные требования направлены на обеспечение населения специально оборудованными площадками и контейнерами для сбора отходов, которые на ул. *** и близлежащих улицах администрацией Ржаксинского поссовета не размещены, отходы один раз в неделю выносятся жителями на обочину улиц, которые растаскиваются животными. Контейнеры для пищевых отходов также отсутствуют. Из этого следует, что ответчик не мог нарушить правила сбора отходов, поскольку изначально администрацией Ржаксинского поссовета не соблюдён стандарт услуги по сбору и вывозу отходов, согласно постановлению Правительства N 155 от 10.02.97г. "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов".
Кроме того истец вменяет Казьмину В.Н. нарушение п. 3.1; 3.2; 3.3; 3.4 правила сбора отходов, которые он также не мог нарушить ввиду отсутствия полигона по захоронению ТБО, так как данный требуемый законом вид устройства администрацией Ржаксинско поссовета не обустроен, и МУП "Комэнергосервис", нарушая законодательство РФ по охране окружающей среды, вывозит отходы на несанкционированную свалку (со слов истца полигон). Казьмин В.Н. также методом самовывоза вывозит отходы на ту же несанкционированную свалку. Самовывоз предусмотрен законодательно, однако этого права ответчика незаконно лишают путём отказа реализовать талоны.
Казьмин В.Н. неоднократно обращался в МУП "Комэнергосервис", администрацию Ржаксинского поссовета, а также и к истцу с указанием на то, что договор, к заключению которого его понуждают, не отвечает нормативным требованиям.
Суд пришёл к выводу, что при самовывозе Казьмин В.Н. представляет опасность распространения инфекционных заболеваний и других неблагоприятных последствий, при этом суд игнорирует факты, подтверждающие нарушения со стороны администрации Ржаксинского поссовета и МУП "Комэнергосервис" СанПин 42-128-4690-88, постановления Правительства N 155 от 10.02.97г. "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов", постановления Тамбовской областной Думы N 475 от 22.10.99 г.
Истец в своём иске ссылается на протокол N 578-в/14 от 25.08.14г., который лёг в основу обвинения по данному делу, однако он составлен с грубейшими нарушениями ст. 28.2 КоАП РФ. На фотоснимках, приобщённых делу, нет никаких нарушений СанПина. Утверждение, что в бочке Казьмин В.Н. якобы сжигает бытовые отходы - это домыслы истца, предназначение бочки было разъяснено в суде, а стеклотара и пластиковые бутылки лежат в ящике закрытые плёнкой со специальным креплением, которую открыли для того, чтобы сделать снимок. Осмотр территории домовладения ответчика был произведён путём незаконного проникновения и обмана. Фотоснимки были сделаны внутри двора без его разрешения, что грубо нарушает права определенные Конституцией РФ. Представленные на снимках предметы (пустая тара) находятся в пределах границ частного домовладения ответчика.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом решения ввиду неправильного применения норм материального права, выразившегося в неприменении закона, подлежащего применению, и неправильном истолковании закона.
Истец, обращаясь в суд, исходил из того, что незаключение договора со специализированной организацией на сбор, вывоз, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов и сжигание твёрдых бытовых отходов в бочке являются нарушением санитарного законодательства, такие действия (бездействие) являются противоправными, что необходимо прекратить путём понуждения ответчика к заключению договора с организацией, имеющей право на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством.
Ответчик, возражая против иска, заявил о наличии у него права на самовывоз мусора на собственном автотранспорте и о вывозе самостоятельно мусора на тот же полигон, что и предприятие, осуществляющее вывоз мусора, а также об отсутствии доказательств сжигания им мусора в бочке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что незаключение договора со специализированной организацией на сбор, вывоз, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов и сжигание твёрдых бытовых отходов в бочке являются нарушением санитарного законодательства, такие действия (бездействие) являются противоправными и подлежат прекращению путём понуждения ответчика к заключению договора с организацией, имеющей право на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством.
С указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 10 и 11 указанного Федерального закона, граждане, а так же индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п.п. 1.2, 1.4, 1.8, 1.11 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.
Из указанных санитарных правил следует, что требование санитарного законодательства по осуществлению удаления отходов может быть выполнено как по договорам, так и по талонной системе методом "самовывоза".
Казьмин В.Н. является собственником жилого дома N *** по ул. ***, его представителем в судебном заседании неоднократно отмечалось, что сбор и вывоз мусора осуществляется Казьминым В.Н. самостоятельно на собственном автомобиле на полигон.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 14 части 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьёй 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При этом для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155).
Из представленных судебной коллегии документов усматривается, что на территории р.п. Ржакса сбор и вывоз бытовых отходов и мусора организован, в частности, создано МУП "Комэнергосервис", имеющее лицензию на вывоз ТБО, и разработаны и утверждены Правила благоустройства и содержания территории Ржаксинского поссовета (решение Ржаксинского поселкового Совета народных депутатов от 03 мая 2012 года N 158, опубликовано в официальном печатном издании - газете "знамя труда" от 03 мая 2012 года N18), пунктом 4.1. раздела 4 которого предусмотрено, что для организации сбора и вывоза ТБО и ЖБО собственники частных домовладений обязаны заключать договоры на сбор, хранение и вывоз ТБО и ЖБО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По смыслу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, понудить к заключению договора в судебном порядке можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого законами и с такими требованиями в суд обращается другая сторона договора.
Учитывая приведённые положения норм права, у суда первой инстанции не имелось законных оснований признавать незаключение договора нарушением санитарного законодательства и возлагать обязанность на Казьмина Н.В. по заключению договора с организацией, имеющей право на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством.
В то же время коллегия обращает внимание на то, что незаключение собственником жилого дома договора с организацией, имеющей право на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством не освобождает от обязанности соблюдения гражданином экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (в том числе в случае, если в результате уклонения гражданина от заключения договоров о вывозе ТБО со специализированными организациями отходы накапливаются, загрязняя окружающую среду, либо утилизируются им в нарушение действующих норм и правил).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в официальном печатном издании - газете "Знамя труда" от 04 декабря 2013 года был опубликован публичный договор на оказание услуг по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов населения от 28 ноября 2013 года, в котором пунктами 4.1 и 4.2 предусмотрен порядок заключения названного договора и опубликован график вывоза мусора в р.п. Ржакса, из которого усматривается, что мусор вывозится (бестарный способ) с улицы *** по средам.
Учитывая, что, как верно отмечено судом первой инстанции, ответчик не предоставил доказательств вывоза им ТБО на законном основании, тогда как, в силу подпункта 2 пункта 1 раздела 9 Правил благоустройства и содержания территории Ржаксинского поссовета, владельцы и пользователи жилых домов индивидуального жилищного фонда обязаны выносить мусор в специально предназначенные для этих целей места, а также в соответствии с графиком прибытия специализированного автотранспорта, притом, что установить кто конкретно оставил мусор в определённом месте практически невозможно, вызывает сомнение то обстоятельство, что Казьмин Н.В. не присоединился, то есть не заключил, вышеуказанный публичный договор.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах в интересах неопределённого круга лиц к Казьмину В.Н. о признании его действий противоправными и понуждении к заключению договора с целью обеспечения сбора, временного хранения твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарным законодательством отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.