Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Грязновой Е.Е. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2015 года, которым в удовлетворении искового заявления Грязновой Е. Е. к Управлению социальной защиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл о признании незаконными действий по начислению ежемесячной денежной компенсации в размере 1/2, признании незаконным бездействия по не начислению ежемесячной денежной компенсации за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года и январь, февраль, март 2014 года отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грязнова Е.Е. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл, в котором просила признать незаконными действия ответчика по начислению ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (далее - ЕДК) в размере 1/2, признать незаконным бездействия ответчика по не начислению истцу ЕДК за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года и январь, февраль, март 2014 года. В обоснование иска указала, что является инвалидом " ... " по общему заболеванию, ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, в связи с чем имеет право на получение социальной поддержки в виде скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной федеральным законодательством. В Республике Марий Эл указанная мера социальной поддержки предоставляется в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. ЕДК истцу предоставляется в размере 1/2 в связи с тем, что в квартире, в которой она проживает, зарегистрирована внучка истца " ... ". Однако фактически " ... " проживает в другом жилом помещении, поэтому выплата названной компенсации в размере 1/2 является неправомерной. Кроме того, с 01 марта 2014 года истцу перестали начислять ЕДК, поскольку был осуществлен перерасчет и установлена переплата ЕДК в размере " ... ", которую в настоящее время удерживают из общей суммы компенсации, начисляемой за текущие месяцы. Указанные действия ответчика также являются неправомерными, поскольку истец регулярного оплачивала коммунальные услуги. Какого-либо предупреждения о проведении перерасчета и наличии переплаты Грязновой Е.Е. не направлялось.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Грязнова Е.Е. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее требования. В жалобе приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социальной защиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заслушав объяснения Грязновой Е.Е., поддержавшей доводы жалобы, представителей Управления социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Хадиевой Л.Ф., Корниловой М.А., просивших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено предоставление инвалидам скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
При этом в силу абзаца 8 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных названным Федеральным законом, в том числе, форма предоставления вышеуказанной скидки на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено предоставление участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона, таких мер социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими, а также оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). При этом указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" также установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Марий Эл таким законом является Закон Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл", в соответствии со статьей 6 которого ветеранам труда с момента установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются такие меры социальной поддержки как ежемесячная денежная компенсация в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл, в размере 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Республики Марий Эл, а также ежемесячная денежная компенсация в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл, в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате жилья и по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 июня 2008 года N 157 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл (далее - Положение), в соответствии с пунктом 2 которого лицам, постоянно проживающим либо зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Марий Эл и являющимся получателями мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и с Законом Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл", выплачивается ЕДК.
Пунктом 15 Положения определено, что при начислении платежей за коммунальные услуги по приборам учета сумма ЕДК на коммунальные услуги начисляется гражданам, меры социальной поддержки которых распространяются на фактический объем предоставленных услуг, в доле, приходящейся на получателя мер социальной поддержки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Грязнова Е.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: ... , является инвалидом " ... " по общему заболеванию, ветераном труда, Ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем является получателем ЕДК.
В вышеуказанном жилом помещении помимо Грязновой Е.Е. зарегистрирована " ... "., вследствие чего ЕДК на коммунальные услуги Грязновой Е.Е. выплачивается в размере 1/2 от общего объема потребления коммунальных услуг по названному адресу.
Поскольку Грязновой Е.Е. в ходе рассмотрения дела в нарушение положения части 1 статьи 56 ГПК РФ не было представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств фактического проживания " ... ". в ином жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что выплата Грязновой Е.Е. ЕДК в размере 1/2 от общего объема потребления коммунальных услуг отвечает требованиям вышеприведенного правового регулирования.
В соответствии с пунктом 15 Положения начисление сумм ежемесячной денежной компенсации гражданам, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг которых распространяются на фактический объем предоставленных услуг, за текущий месяц осуществляется по нормативам потребления с последующим перерасчетом сумм ежемесячной денежной компенсации за превышение фактического объема полученных услуг или потребления ниже нормативов.
Пунктом 20 Положения установлено, что суммы ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные гражданину в случае изменения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, изменения основания для возмещения расходов по оплате мер социальной поддержки, подлежат перерасчету в следующем расчетном периоде.
Суд первой инстанции установил, что в октябре, ноябре, декабре 2013 года и январе, феврале 2014 года ЕДК Грязновой Е.Е. выплачивалась в предусмотренном законом размере исходя из нормативов потребления.
С 01 марта 2014 года в связи с установлением фактической переплаты Грязновой Е.Е. ЕДК за период с октября 2013 года по февраль 2014 года вследствие отсутствия у ответчика информации об установлении в доме по адресу: ... , общедомового счетчика на отопление, из суммы ЕДК, подлежащей выплате Грязновой Е.Е., удерживается установленная сумма переплаты в размере " ... ".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования Грязновой Е.Е. о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл по не начислению Грязновой Е.Е. ЕДК за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года и январь, февраль, март 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным истцом в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене решения суда, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грязновой Е. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
Н.Г.Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.