Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Безгиновой Л.А.
судей краевого суда: Мекеровой С.Р., Муратовой Н.И.
при секретаре: Димитровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Невинномысска по доверенности Султановой А.Н.
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 09 апреля 2015 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению "Детский сад комбинированного вида N""", Управлению образования администрации г.Невинномысска, администрации г. Невинномысска о понуждению к оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения и контроля доступа,
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Невинномысский городской суд Ставропольского края с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению "Детский сад комбинированного вида N""", Управлению образования администрации г.Невинномысска, администрации г. Невинномысска о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения и контроля доступа.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида N"" города Невинномысска", в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно акту обследования инженерно- технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта МБДОУ N "" от "" установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, которая должна соответствовать требованиям приказа Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 26.04.2013 N 107 "Об утверждении типовых технических требований к системам видео фиксации соблюдения общественного порядка в местах с массовым пребыванием людей на территории Ставропольского края" в здании и на территории, контроля управления доступом при входе, отсутствует металлодетектор.
Согласно п.2ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.1 ч.13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009г. N 384-ФЗ " Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей ( зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п.2 ч.13 ст. 30 Закона N 384-ФЗ в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
МБДОУ N "" является образовательным учреждением города с массовым пребыванием граждан, однако в данном образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система видеонаблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья малолетних воспитанников. Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников. Непринятие мер по обеспечению безопасности малолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Истец просил суд обязать МБДОУ N "", управление образования администрации г.Невинномысска и администрацию г.Невинномысска оборудовать здание Образовательного учреждения системой видеонаблюдения, контроля у правления доступом при входе.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 09 апреля 2015 года исковые требования прокурора г. Невинномысска в интересах неопределенного круга, лиц удовлетворены.
Суд обязал МБДОУ N "", Управление образования администрации г.Невинномысска и администрацию г.Невинномысска оборудовать здание образовательного учреждения, системой видеонаблюдения и контроля управления доступом при входе, металлодетектором.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Невинномысска по доверенности Султанова А.Н. указала, что при формировании проекта бюджета города на "" год и плановый период "" годов городом на межведомственную комиссию подавалась заявка на финансирование из бюджета Ставропольского края расходов, связанных с антитеррористическими мероприятиями в муниципальных образовательных организациях. В выделении средств городу было отказано.
Приказ Минрегионразвития Российской Федерации от 05.07.2011 N320 "Об утверждении свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" распространяется на проектирование зданий и сооружений, т.е. на вновь возводимые объекты.
В своем решении суд применил нормы не действующего Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", который утратил силу с 01.09.2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Просит решение Невинномысского городского суда от 09 апреля 2015 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора, считает, что решение суда является незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. От представителя администрации города Невинномысская поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствии.
Принимая во внимание эти обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Дремовой М.Д., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу статей 2,20,41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно п.3 ст.3 "Конвенции о правах ребенка" государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 ст.2 ФЗ от 06.03.2006г. N35-ФЗ " О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму- деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и ( или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.3 ст. 5 Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и ( или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования.
В силу п.6.1ч.1ст.15 ФЗ от 06.10.2003года N131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ( или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Письмом Рособразования от "" года N "" " О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в числе которых значится установка системы видеонаблюдения.
Приказом Рособразования от "" " О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты( системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно ч.13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009г. N 384-ФЗ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п.п.15 ч.3ст.28 ФЗ от 29.12.2012года N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.2 ч.3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Установление системы видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения., может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в части обязания установить систему видеонаблюдения.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части обязания ответчиков оборудовать здание образовательного учреждения системой контроля управления доступа при входе, металлодетекторм по следующим основаниям.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года N 430-ст. утвержден Национальный стандарт Российской Федерации Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования, Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008
Согласно разделу 1 настоящий стандарт распространяется на средства и системы контроля и управления доступом, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа людей, транспорта и других объектов в зону ( из зоны) доступа ( здания. Помещения. Территории, транспортные средства в целях обеспечения противокриминальной защиты.
В соответствии с п.3.13 контроль и управление доступом (КУД) -это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа.
Согласно п.4.1.1 раздела Классификация средства КУД подразделяются по 1)функциональному назначению устройств, 2)функциональным характеристикам, 3) устойчивости к НСД.
В свою очередь средства КУД по функциональному назначению устройства подразделяются: устройства преграждающие управляемые, устройства исполнительные, устройства считывающие, идентификаторы (ИД), средства управления в составе аппаратных устройств и программных средств ( 4.1.2.).
Средства КУД по функциональным характеристикам подразделяются, в частности, на следующие группы: по виду перекрытия проема прохода с частичным перекрытием ( турникеты, шлагбаумы); с полным перекрытием ( полноростовые турникеты, специализированные ворота); со сплошным перекрытием проема ( сплошные двери, ворота); с блокированием объекта в проеме ( шлюзы, кабины, проходные).
Из материалов дела, а именно, из акта обследования антитеррористической защищенности объекта муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад комбинированного вида N"" города Невинномысска" от "" года следует, что охрана детского сада осуществляется ООО ЧОО " Пересвет", имеется КТС с выводом на ПЦО ОВО г. Невинномысска, детский сад имеет освещение и ограждение по периметру, пожарно-охранную сигнализацию.
Кроме того, как указано в возражениях на иск, в здании осуществляется контрольно-пропускной режим с использованием ручного металлодетектора.
Таким образом, МБДОУ N"" осуществляется ряд мероприятий, исключающих возможность несанкционированного доступа посторонних лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности заявленных требований или возражений.
Прокурор г. Невинномысска обращаясь в суд в защиту неопределенного круга лиц с требованием оборудовать здание МБДОУ N" системой контроля доступа при входе, металлодетектором, ничем не мотивировал эти исковые требования и не указал, какую конкретно систему контроля доступа при входе необходимо установить.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении этих исковых требованиях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался нормами закона " Об образовании" который утратили силу в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 года N273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" основаниями для отмены правильного решения суда в части обязании установить систему видеонаблюдения не являются, поскольку решение суда основано и на нормах других Федеральных законах, которые являются действующими.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 09 апреля 2015 года в части обязать л МБДОУ N "", Управление образования администрации г.Невинномысска и администрацию г.Невинномысска оборудовать здание образовательного учреждения, системой контроля управления доступом при входе, металлодетектором отменить, постановить в этой части новое решение.
В удовлетворении требований прокурора города Невинномысска обязать МБДОУ N "" города Невинномысска, Управление образования администрации г.Невинномысска и администрацию г.Невинномысска оборудовать здание образовательного учреждения, системой контроля управления доступом при входе, металлодетектором отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.