Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Меньшова С.В. и Мясникова А.А.,
при секретаре Калининой Д.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах Амбарцумяна Н.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского в лице представителя Баранукова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 9 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Амбарцумяна Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить Амбарцумяну Н.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Амбарцумян Н.А., ... года рождения, поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ... года Амбарцумян Н.А. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещений. Однако до настоящего времени Амбарцумян Н.А. жилым помещением не обеспечен.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 9 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с постановленным судом первой инстанции решением, представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Барануков А.А. в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел, что Амбарцумян Н.А. обратился в Министерство лишь ... года и в журнале учета его заявление зарегистрировано под номером ... Права Амбарцумяна Н.А. на получение жилого помещения в порядке, установленном как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Ставропольского края, не нарушены. Реализация права истца на обеспечение жилого помещения будет осуществлена в порядке очередности предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ледовская Н.В просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по существу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что Амбарцумян Н.А., ... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его мать А.А.А. умерла ... года, отец А.А.Н. решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от ... года лишен родительских прав в отношении Амбарцумяна Н.А. На основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от ... года N ... над несовершеннолетним Амбарцумяном Н.А. установлена опека, опекуном назначена Ц.К.А.
В ... году Амбарцумян Н.А. достиг совершеннолетия, ... года Амбарцумян Н.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. В журнале учета заявление зарегистрировано под номером ...
До настоящего времени специализированным жилым помещением он не обеспечен.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права. Ссылка в жалобе на то, что пункт 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N 240-п, Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями, является ошибочной, поскольку постановлением Правительства Ставропольского края от 10 декабря 2014годаN 481-п указание в Порядке на предоставление жилых помещений в порядке очередности исключено. Кроме того, в силу части 5 статьи 76 и части 2 статьи120 Конституции Российской Федерации при несоответствии акта государственного органа закону подлежит применению закон.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 9 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.