Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2015 года
дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Ж.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2015 года
по делу по заявлению прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта в части,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Пятигорска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Решением Думы г. Пятигорска от 28 июля 2009 N 68-45 ГД утвержден Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Указал, что изучением Положения о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска, Карты границ функциональных зон установлено, что, несмотря на то, что территория на юго-восточном склоне горы Машук в районе расположения следственного изолятора N 2, территория на восточном склоне горы Машук вдоль трассы М-29 "Кавказ", территория вдоль дороги от развязки на поселок Иноземцево до "Лермонтовского разъезда", территория вдоль железной дороги по улице Московской, часть территории по проспекту Калинина от улицы Георгиевской на выезд в сторону г. Нальчик города Пятигорска, схема расположения которых на кадастровой карте прилагается, полностью входят во вторую зону округа санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорск, более того, территория вдоль дороги от развязки на поселок Иноземцево до "Лермонтовского разъезда", территория на восточном склоне Машука вдоль трассы М-29 "Кавказ", территория вдоль железной дороги по улице Московской города Пятигорска, часть территории по проспекту Калинина от улицы Георгиевской на выезд в сторону г. Нальчик города Пятигорска (в соответствии с приложенными актами проверки) практически полностью покрыты зелеными насаждениями, в нарушение указанного выше законодательства включены в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения.
В целях устранения выявленных нарушений 07 августа 2014 года в Думу города Пятигорска внесено представление, однако, до настоящего момента меры, направленные на приведение Генерального плана города Пятигорска в соответствие с требованиями действующего законодательства, приняты не были.
Территория вдоль дороги от "Лермонтовского разъезда" до развязки на поселок Иноземцево по правой стороне и территория на восточном склоне горы Машук вдоль трассы М-29 "Кавказ" в соответствии с границами охранных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (в соответствии с публичной кадастровой картой), полностью входят в территорию особо охраняемого природного объекта - Государственный памятник природы краевого значения "Гора-Машук" г. Пятигорск.
Несмотря на то, что территории к востоку от ул. Калинина и к юго-востоку от ул. 295 Стрелковой Дивизии, к западу от "Поляны песен", схема расположения которых на кадастровой карте прилагается, полностью входят во вторую зону округа санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорск, практически полностью покрыты зелеными насаждениями, кроме того, часть территории, а именно: земельный участок площадью " ... "кв.м., расположенный в кадастровом квартале " ... ", граничащий с земельным участком с кадастровым номером " ... ", находится на территории особо охраняемого природного объекта -Государственный памятник природы краевого значения "Гора-Машук" г. Пятигорск, в нарушение требований указанного выше действующего природоохранного законодательства включены в курортную зону, предусматривающую возможность размещения на указанных территориях объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, прочих мест для временного проживания, объектов здравоохранения, а также объектов бытового обслуживания, торговли и питания.
Более того, проведением выездной проверки, изучением Положения о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска и Карты границ функциональных зон установлено, что территории на южном склоне горы Бештау вдоль Бештаугорского шоссе (земельные участки с кадастровыми номерами: " ... ", а также земельные участки, расположенные в кадастровом квартале " ... " в соответствии с актом проверки N 4) общей площадью " ... "кв.м., включенные в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения, полностью покрыты зелеными насаждениями.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что до вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года участки городских лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года входили в границы лесных участков, отнесенных в ведение ФГУ "Бештаугорский лесхоз".
После вступления в силу действующего Лесного кодекса Российской Федерации произошла реорганизация лесхозов как учреждения и в соответствии со ст.ст. 81, 84 Лесного кодекса Российской Федерации определили полномочия по управлению городскими лесами в ведение муниципалитета.
В связи с изложенным, муниципальному образованию городу-курорту Пятигорск были переданы карты, схемы, планшеты, таксационные описание городских лесов общей площадью 2379 га.
В соответствии с п. 1.1.1 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года N 2101, в настоящих границах, как структурная единица, городские леса города Пятигорска были выделены из Бештаугорского лесхоза. Общая площадь лесов города Пятигорска, на год разработки Лесохозяйственного регламента, составляет " ... ").
По целевому назначению городские леса относятся к защитным лесам.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, представленной администрацией города, а также государственным кадастром недвижимости, по состоянию на сегодняшний день по результатам проведенных кадастровых работ в целях постановки на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных в границах города, сформировано 5 участков: г. Пятигорск, пос. Свободы, лес "Дубровка" " ... "; г. Пятигорск, район садоводческого массива 14, лес "Дубровка" (" ... "); г. Пятигорск, пос. Горячеводский, лес "Армянский" (" ... "); г. Пятигорск, южный склон горы Бештау (" ... "); г. Пятигорск, лес г. Машук (" ... "), то есть общая площадь городских лесов в настоящее время составляет 3810 га.
Таким образом, в нарушение указанного выше законодательства площадь городских лесов была уменьшена органами местного самоуправления на 569 га (5 690 000 кв. м.).
Согласно информации, представленной ГКУ "Бештаугорское лесничество" и акту проверки N 4, в состав городских лесов полностью входят указанные выше территории, покрытые зелеными насаждениями на южном склоне горы Бештау вдоль дороги "Бештаугорское шоссе". По документам лесоустройства, переданным ФГУ "Бештаугорский лесхоз" администрации города, кварталы 11, 12, и 13 входят в категорию городские леса, что подтверждается приложенными документами.
Следовательно, уменьшение границ городских лесов на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска произошло и за счет территорий на южном склоне горы Бештау вдоль Бештаугорского шоссе (земельные участки с кадастровыми номерами: " ... ", а также земельные участки, расположенные в кадастровом квартале " ... "в соответствии с актом проверки N 4) общей площадью " ... "кв.м., что является недопустимым и противоречит требованиям действующего законодательства.
При подобных обстоятельствах, включенные названных лесных территорий в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения, нарушает указанные выше положения природоохранного, земельного и лесного законодательства.
Более того, решением Думы г. Пятигорска от 04 октября 2014 года N 28-45 РД в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска внесены изменения.
В соответствии с названным решением в пункт 22 Положения о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска внесены изменения, в соответствии с которыми, в том числе из планировочных ограничений на территории города исключен Государственный природный заказник "Бештаугорский", и включен памятник природы "Машук".
Как установлено ч. 17 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с данной статьей и статьями 9 и 25 указанного Кодекса, а в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе в случаях, если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Однако согласно информации, представленной временно исполняющим обязанности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Г. от " ... ", ни проект Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска, ни проект о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска на согласование в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не поступал.
Вместе с тем, согласно ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) к особо охраняемым природным территориям отнесены памятники природы.
Работа по установлению и закреплению границы памятника природы "гора Машук" проведена в 2005 году в рамках финансирования краевой целевой программы "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2004-2006 годы", утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2004 года N 140. В землеустроительном деле имеются согласования руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Пятигорска.
В связи с вступлением в силу положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" памятник природы поставлен на кадастровый учет как зона с особыми условиями использования земель в порядке информационного взаимодействия с ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю на основании письма Министерства от 13 ноября 2009 года N 03/5-5464.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 33-ФЗ государственный кадастр ведется в отношении особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
В отношении памятника природы "Гора Бештау" также проведены землеустроительные работы. В настоящее время изготовлен проект границ памятника и идет подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края "Об утверждении границ памятника природы краевого значения-"Гора Бештау".
Вместе с тем, изучением Положения о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска, карты (схемы) границ земель лесного и водного фондов, зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития установлено, что в нарушение требований указанного выше законодательства наличие на территории муниципального образования земель особо охраняемых природных территорий - памятников природы "Гора Дубровка" и "Гора Бештау", не отражено, более того, изучением карты (схемы) границ земель лесного и водного фондов, зон с особыми условиями использования территорий установлено, что и наличие на территории муниципального образования земель особо охраняемой природной территорий - памятника природы "Гора Машук" также не нашло свое отражения, несмотря на то, что в Положении о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска внесены соответствующие изменения.
На основании изложенного старший помощник прокурора г. Пятигорска Жданова А.О., уточнив заявленные требований просила: признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" в части утверждения нормативного правового акта без
внесения сведений о наличии на территории муниципального образования
города-курорта Пятигорска следующих особо охраняемых природных
территорий регионального значения: памятник природы краевого значения
"Гора Бештау и памятник природы краевого значения "Гора Дубровка";
признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
следующих территорий, обозначенных на Карте (схеме) границ
функциональных зон с отображением параметров планируемого развития
красным цветом и отнесенных в соответствии с условными обозначениями к
общественно-деловой зоне, предназначенной для последующего размещения
объектов коммерческого назначения:
- земельных участков на юго-восточном склоне горы "Машук", в районе
расположения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю,
Пятигорск, находящихся в кадастровом квартале: " ... ";
земельных участков на восточном склоне горы Машук вдоль трассы М-29 "Кавказ", в районе км 368-400 автодороги "Кавказ", в кадастровом квартале: " ... ";
- земельных участков вдоль дороги от развязки на поселок Иноземцево до
"Лермонтовского разъезда" по обе стороны дороги, в кадастровых кварталах:
" ... ";
- земельных участков вдоль железной дороги по улице Московской
г. Пятигорска в кадастровых кварталах: " ... ";
- земельных участков по проспекту Калинина от ул. Георгиевской на выезд в сторону г. Нальчик города Пятигорска по правой стороне дороги, в
кадастровом квартале: " ... "; в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения;
- признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
следующих территорий, обозначенных на Карте (схеме) границ
функциональных зон с отображением параметров планируемого развития
крупным штрихом ярко сиреневого цвета и отнесенных в соответствии с
условными обозначениями к зоне рекреационного назначения,
предназначенной для последующего размещения объектов отдыха и туризма:
земельных участков на склоне горы "Машук" к востоку от улицы Калинина и
к юго-востоку от улицы 295 Стрелковой Дивизии г. Пятигорска, к западу от
"Поляны песен", по правой стороне дороги к "Лермонтовскому разъезду", в
кадастровом квартале: " ... ";
земельных участков на склоне горы "Машук" к востоку от улицы Калинина и
к юго-востоку от улицы 295 Стрелковой Дивизии г. Пятигорска, к западу от
"Поляны песен", по левой стороне дороги к "Лермонтовскому разъезду", в
кадастровом квартале: " ... "; в зону рекреационного назначения, предназначенную для последующего размещения объектов отдыха и туризма;
- признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
земельных участков на южном склоне горы Бештау вдоль Бештаугорского
шоссе, находящихся в кадастровом " ... ", обозначенных на Карте
(схеме) границ функциональных зон с отображением параметров
планируемого развития красным цветом и отнесенных в соответствии с
условными обозначениями к общественно-деловой зоне, предназначенной для
последующего размещения объектов коммерческого назначения, в
общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения
объектов коммерческого назначения.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Жданова О.А. указывает, что решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2015 года незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
На апелляционное представление поступили возражения от администрации г. Пятигорска, в которых указывается на законность и обоснованность постановленного решения по делу.
В судебном заседании от 02 июня 2015 года судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда, исходя из требований ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по заявлению прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта в части по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку имеются безусловные основания для отмены решения суда в связи с нарушением правила о тайне совещания судей (п.7 ч.4 ст. 330 ГПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Тимофеев Э.Л. поддержал доводы и требования своего заявления.
Представитель администрации г. Пятигорска и Думы г. Пятигорска Маркарян Д.М. просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края А. просила удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела, выслушав заинтересованных лиц, заключение прокурора Л., полагавшую, что заявленные требования подлежат удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Думы г. Пятигорска от 28 июля 2009 N 68-45 ГД утвержден Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска.
В соответствии с п.п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанное решение опубликовано в общественно-политической газете "Пятигорская правда" 01 августа 2009 года N 82(7194).
Решением Думы г. Пятигорска от 04 октября 2014 года N 28-45 РД в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска внесены изменения.
Положения Генерального плана распространяются на неопределенный круг лиц, рассчитаны на неоднократное применение, следовательно, данный правовой акт носит нормативный характер.Согласно ст.ст. 18, 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план города является документом территориального планирования муниципального образования и утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать
нормативные правовые акты;
- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования".
Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Довод прокурора о противоречии в части Генерального плана, утвержденного решением Думы города-курорта Пятигорска от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД, требованиям законодательства в связи с отсутствием в Генеральном плане сведений о наличии на территории города памятников природы краевого значения "Гора Бештау" и "Гора Дубровка", не состоятелен в связи со следующим.
На момент принятия решения Думы города-курорта Пятигорска от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД, на момент принятия решения Думы города Пятигорска от 04 октября 2014 года N 28-45 РД, границы памятников природы краевого значения "Гора Бештау" и "Гора Дубровка" не были установлены в соответствии с законом и находятся в стадии разработки и утверждения, что не оспаривалось сторонами. В отношении памятника природы "Гора Бештау" проведены землеустроительные работы. В настоящее время изготовлен проект границ памятника и идет подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края "Об утверждении границ памятника природы краевого значения "Гора Бештау". Аналогичная ситуация и с памятником природы "Гора Дубровка".
Установление таких границ предусмотрено ст. 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Вместе с тем, невнесение в Генеральный план сведений о наличии на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска памятников природы краевого значения "Гора Бештау" и "Гора Дубровка", границы которых не были установлены в соответствии с законом, не может свидетельствовать о том, что указанный нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может повлечь его признание в указанной части недействительным.
Кроме того, после установления границ памятников природы краевого значения "Гора Бештау" и "Гора Дубровка" в соответствии с законом, препятствий для внесения их в Генеральный план в установленном порядке не имеется.
Вместе с тем доводы прокурора о том, что Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска в части противоречит действующему законодательству в связи с включением в него ряда территорий, входящих во вторую зону горно-санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорска, а также части территорий (в соответствии с прилагаемой схемой), находящихся и на территории особо охраняемого природного объекта - памятник природы краевого значения "Гора Машук" и на южном склоне горы Бештау, в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения являются обоснованными ввиду следующего.
Кавказские минеральные воды: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск включены в список курортов общегосударственного значения декретом Совета Народных Комиссаров.
В соответствии со ст. 45 Закона СССР N 4589-VII от 19 декабря 1969 года "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о здравоохранении" постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 года N 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" приняты положения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР. Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.
Для названных курортов установлен единый округ санитарной охраны.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 января 1986 года N 45 утверждены положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо-охраняемого эколого- курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1992 года N 462 утверждено Положение и установлены границы особо-охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод.
17 января 2006 года Правительством Российской Федерации издано постановление N 14 о признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу земель особо охраняемых территорий отнесены земли лечебно оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Граница округа и зон санитарной охраны установлена постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 в порядке, предусмотренном постановлением Совмина СССР от 05 сентября 1973 года N 654 "Об утверждении положения о курортах" и Инструкцией по применению "Положения о курортах", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 05 сентября 1973 года N 654 по результатам разработки проекта Гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением "Кавминвод" и специализированной комплексной гидрогеологической партией Конторы "Геоминвод" по заданию Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС с участием НИИ курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения СССР.
В соответствии с пунктом 12 Положения о курортах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 05 сентября 1973 года N 654, для курортов устанавливаются округа санитарной охраны. При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.
Согласно пункту 15 Положения о курортах округ санитарной охраны курорта делится на три зоны.
Согласно пункту 19 Инструкции по применению Положения о курортах (утвержденной Минздравом СССР 20 мая 1974 года, Секретариатом ВЦСПС 16 мая 1974 года) проекты округов санитарной охраны курортов разрабатываются специализированными организациями с участием гидрогеологов, санитарных врачей, курортологов, климатологов, гидрологов, архитекторов, землеустроителей и других специалистов, привлечение которых необходимо для подготовки квалифицированного обоснования границ зон санитарной охраны, устанавливаемых в них режимов и подготовки плана мероприятий, обеспечивающих должное санитарное состояние курортов, их природных лечебных средств, а также создание благоприятных условий для лечения и отдыха.
Разработанный проект округа санитарной охраны курорта согласовывается с органом по управлению курортом, органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органом Госгортехнадзора СССР (по курортам, эксплуатирующим гидроминеральные ресурсы), исполнительным комитетом местного Совета депутатов трудящихся и другими заинтересованными организациями (пункт 21 Инструкции).
В соответствии с пунктом 22 Инструкции утверждение проекта округа санитарной охраны курорта и определение его режима производятся: Советом Министров СССР по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС.
На момент установления границ округа и зон санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск земельным законодательством СССР (ст. 46 Основ земельного законодательства Союза ССР) и РСФСР (ст. 119 Земельного кодекса РСФСР от 01 июля 1970 года), Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10 июля 1977 года N 501, не предусматривалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о курортах и границах их округов и зон санитарной охраны.
Принимая во внимание изложенное, постановление Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 являлось достаточным документом, определяющим границы округа и зон санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Более того, Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07 декабря 996 года N 1425 (которое проектом решения предлагается применить), утверждено во исполнение пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", которым предусмотрено определение порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны, что предполагает применение Положения при выполнении новых работ по организации округов санитарной и горно-санитарной охраны.
В соответствии с частью 3 ст. 22 Федерального закона N 26-ФЗ, утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, считаются округами горно-санитарной охраны.
Следовательно, утвержденные до вступления в силу Федерального закона N 26-ФЗ округа и зоны санитарной охраны курортов не утратили свое правовое значение.
В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 15 Положения о курорте федерального значения Пятигорске, утвержденного Постановлением N 14, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорска имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горносанитарной) охраны.
В соответствии с п. 13 Положения режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска в части противоречит действующему законодательству в связи с включением в него ряда территорий, входящих во вторую зону горно-санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорска, а также части территорий (в соответствии с прилагаемой схемой), находящихся и на территории особо охраняемого природного объекта - памятник природы краевого значения "Гора Машук" и на южном склоне горы Бештау, в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2015 года отменить.
В удовлетворении требований прокурора г. Пятигорска признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" в части утверждения нормативного правового акта без
внесения сведений о наличии на территории муниципального образования
города-курорта Пятигорска следующих особо охраняемых природных
территорий регионального значения: памятник природы краевого значения
"Гора Бештау и памятник природы краевого значения "Гора Дубровка" отказать.
Признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
следующих территорий, обозначенных на Карте (схеме) границ
функциональных зон с отображением параметров планируемого развития
красным цветом и отнесенных в соответствии с условными обозначениями к
общественно-деловой зоне, предназначенной для последующего размещения
объектов коммерческого назначения:
- земельных участков на юго-восточном склоне горы "Машук", в районе
расположения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю,
Пятигорск, находящихся в кадастровом квартале: " ... ";
земельных участков на восточном склоне горы Машук вдоль трассы М-29 "Кавказ", в районе км 368-400 автодороги "Кавказ", в кадастровом квартале: " ... ";
- земельных участков вдоль дороги от развязки на поселок Иноземцево до
"Лермонтовского разъезда" по обе стороны дороги, в кадастровых кварталах:
" ... ";
- земельных участков вдоль железной дороги по улице Московской
г. Пятигорска в кадастровых кварталах: " ... ";
- земельных участков по проспекту Калинина от ул. Георгиевской на выезд в сторону г. Нальчик города Пятигорска по правой стороне дороги, в
кадастровом квартале: " ... "; в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения.
Признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
следующих территорий, обозначенных на Карте (схеме) границ
функциональных зон с отображением параметров планируемого развития
крупным штрихом ярко сиреневого цвета и отнесенных в соответствии с
условными обозначениями к зоне рекреационного назначения,
предназначенной для последующего размещения объектов отдыха и туризма:
земельных участков на склоне горы "Машук" к востоку от улицы Калинина и
к юго-востоку от улицы 295 Стрелковой Дивизии г. Пятигорска, к западу от
"Поляны песен", по правой стороне дороги к "Лермонтовскому разъезду", в
кадастровом квартале: " ... ";
земельных участков на склоне горы "Машук" к востоку от улицы Калинина и
к юго-востоку от улицы 295 Стрелковой Дивизии г. Пятигорска, к западу от
"Поляны песен", по левой стороне дороги к "Лермонтовскому разъезду", в
кадастровом квартале: " ... "; в зону рекреационного назначения, предназначенную для последующего размещения объектов отдыха и туризма.
Признать недействующим со дня принятия решение Думы города
Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 года N 68-45 ГД "Об
утверждении Генерального плана муниципального образования города-
курорта Пятигорска" (с последующими изменениями) в части включения
земельных участков на южном склоне горы Бештау вдоль Бештаугорского
шоссе, находящихся в кадастровом " ... ", обозначенных на Карте
(схеме) границ функциональных зон с отображением параметров
планируемого развития красным цветом и отнесенных в соответствии с
условными обозначениями к общественно-деловой зоне, предназначенной для
последующего размещения объектов коммерческого назначения, в
общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения
объектов коммерческого назначения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.