Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Сенотрусовой И.В., Симаковой М.Е.,
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шевчук И.Л. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 24 февраля 2015 года по исковому заявлению Шевчук И. Л. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения об исключении из списка кандидатов на получение ГЖС, признании права на получение ГЖС, возложении обязанности включить в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевчук И.Л. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что с 15.04.1982 по 27.09.1997 проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. На основании приказа от 17.07.1997 N была уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В настоящее время проживает с сыном, ДД.ММ.ГГГГ в служебной квартире, предоставленной в 1997 году ее мужу как военнослужащему на состав семьи 4 человека по "адрес".
С 11.01.2011 она состояла в списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, составом семьи 2 человека по избранному месту жительства - "адрес", однако в 2014 году узнала, что она исключена из состава участников подпрограммы в связи с тем, что распоряжением Правительства РФ от 27.09.2012 N 1801-р военный городок N 1, место дислокации - "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков.
Считает отказ незаконным, нарушающим ее право на получение финансовой помощи в выбранном ею порядке, поскольку утрата военным городком статуса закрытого, не является основанием для отказа в предоставлении ГЖС. Ее право на получение ГЖС возникло, когда она была внесена в утвержденный список их получателей, т.е. ранее внесенных в закон изменений. Данное право не было реализовано по вине ответчика.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 24.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Шевчук И.Л. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что исключение военного городка из перечня закрытых, не исключает возможность реализации ее права на получение государственного жилищного сертификата в порядке отселения из закрытого военного городка, поскольку она была признана нуждающейся в получении государственного жилищного сертификата в порядке переселения из закрытого военного городка, но по независящим от нее причинам не была обеспечена жилищным сертификатом до исключения военного городка из перечня закрытых. Приводит доводы, аналогичные изложенным в иске.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Шевчук И.Л. доводы и требования жалобы поддержала. Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Шевчук И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в Вооруженных силах РФ.
27.09.1997 она уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет, что в льготном исчислении составляет 24 года 07 мес.
ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрировала брак с ФИО1, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ В период брака у них родилось двое детей: ДД.ММ.ГГГГ - сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ - сын ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выдан ордер N на занятие трехкомнатной квартиры "адрес". Указанное жилое помещение отнесено к служебному фонду.
В указанное жилое помещение 08.12.1997 были вселены ФИО1. - наниматель, Шевчук И.Л. - жена, ФИО2 - сын, ФИО3 - сын.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают: истец, наниматель - ФИО1 и ее сын - ФИО3 Другого жилья в собственности не имеют.
С 11.01.2011 Шевчук И.Л. состояла на учете по отселению из указанного закрытого военного городка.
Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года", ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шевчук И.Л., суд исходил из того, что распоряжением Правительства РФ от 27.09.2012 N 1801-р военный городок N 1, место дислокации - "адрес" исключен из списка закрытых военных городков, в результате чего право истицы на получение ГЖС утрачено.
Судебная коллегия не находит оснований для признания этого вывода неверным, поскольку он основан на нормах действующего закона и обстоятельствах дела.
Порядок выдачи государственного жилищного сертификата определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 02.11.1997 N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 года принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от 28.01.1998 N 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" Программе придан статус президентской.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).
Действующей в настоящее время редакцией указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (подпункт "б" пункта 5).
Согласно пункту 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в частности, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в п. 2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными Правилами.
Таким образом, право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам, а, следовательно, в данном случае право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано заявителем лишь до исключения указанного военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Учитывая изложенное, при разрешении настоящего дела суд обоснованно исходил из того, что основанием, дающим гражданину право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил условия, не только при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося (включении в программу), но и на момент реализации права.
В апелляционной жалобе истцом не приведены обстоятельства, которые могли бы быть признаны основанием для отмены решения суда. Жалоба не содержит указания на допущенные судом нарушения норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив исковые требования в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 24 февраля 2015 года по исковому заявлению Шевчук И. Л. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения об исключении из списка кандидатов на получение ГЖС, признании права на получение ГЖС, возложении обязанности включить в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: И.В. Сенотрусова
М.Е. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.