Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Герасимовой О.В., Волошиной Е.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года гражданское дело по заявлению Панасенко З. Г. о признании решения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права,
по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 апреля 2015 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав пояснения представителя Панасенко З.Г. - Панасенко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панасенко З.Г. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что 10.11.2014г. она обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив к заявлению необходимые документы. Решением N от 25.12.2014г. ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.п.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ: предоставлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Какие документы не представлены, в выписке из указанного решения и в сопроводительном письме от 28.01.2015г. не указано. Данный отказ считает незаконным.
Ее муж ФИО1 проходил действительную военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в период с 17.05.1951г. по 02.08.1978г. и на день исключения из списков личного состава части имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении - 27 лет 02 мес.15 дней, то есть более 20 лет. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ они с мужем были зарегистрированы по месту жительства и фактически проживали в жилом помещении, расположенном по "адрес" в котором она проживает и в настоящее время. Других жилых помещений для постоянного проживания или жилых помещений на праве собственности они с мужем никогда не имели. За период прохождения военной службы ФИО1 и члены его семьи постоянным жилым помещением не обеспечивались. Село Князе-Волконское-1 является закрытым военным городком Вооруженных Сил РФ. В письме зам.начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 28.01.2015г. указано о том, что ее супруг уволен с военной службы в связи со служебным несоответствием. Так как ее супруг прослужил более 20 лет, основания его увольнения не имеют правового значения.
Просила признать незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 25.12.2014г. об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" устранить в полном объеме допущенное нарушение её права путем включения её составом семьи один человек, в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 апреля 2015 года заявленные Панасенко З.Г. требования удовлетворены. Признано не соответствующим закону решение ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 25.12.2014г. об отказе в принятии Панасенко З.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность признать Панасенко З.Г. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, путем включения Панасенко З.Г., составом семьи один человек, в список нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Панасенко З.Г. требований. В обоснование жалобы указал, что в соответствии с пунктом 2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вместе с тем, ФИО1 на момент увольнения с военной службы для реализации своих жилищных прав в установленном порядке на протяжении длительного периода времени (36 лет) не предпринимал каких-либо действий для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по договору социального найма, в соответствии с п.2 ст.15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями по линии МО РФ за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 01.01.2005г., документы, подтверждающие основания получения истцом жилого помещения от МО РФ, не предоставлены, Панасенко З.Г. может реализовать свое право на жилье путем предоставления ей ГЖС по категории граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель Панасенко З.Г. - Панасенко В.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились Панасенко З.Г., представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении слушания дела, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что причиной отказа в принятии Панасенко З.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось увольнение ее супруга - ФИО1 с военной службы по служебному несоответствию, иные основания для отказа Панасенко З.Г. в признании ее нуждающейся в жилом помещении ФГКУ "Востокрегионжилье" не указаны. При этом ФИО1 отслужил в Вооруженных Силах СССР более 20 лет, при наличии у лица, уволенного с военной службы, срока продолжительности военной службы 20лет и более, основание увольнения данного гражданина не имеет правового значения для разрешения вопроса о признании члена его семьи нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем Панасенко З.Г. имеет право на признание её нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, считая их ошибочными.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Положениями пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из приведенных норм права в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, является признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти военнослужащего).
Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся военнослужащим, уволен с военной службы приказом Командующего войсками КДВО N от 08.06.1978 года по служебному несоответствию в аттестационном порядке. На дату увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах СССР составила 27 лет 21 день.
Панасенко З.Г. являлась супругой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета от 27.10.2014г., справке, выданной ОАО "Славянка" от 30.10.2014г., копии поквартирной карточки, Панасенко З.Г. зарегистрирована и проживает по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, в настоящее время зарегистрирована в квартире одна.
Село Князе-Волконское-1 является закрытым военным городком Вооруженных Сил РФ, согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. N752-р.
10.11.2014г. Панасенко З.Г. обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив пакет документов.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25.12.2014г. N Панасенко З.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи один человек, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ: представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что на момент смерти ФИО1 и члены его семьи в установленном законом порядке были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.15 п.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п.б п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2011годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011г. N 2050 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствии с п.п.б п.2 которого предусмотрено право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил, на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представителем ФГКУ "Востокрегионжилье" не оспаривалось право заявителя как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, на решение жилищного вопроса путем получения государственного жилищного сертификата.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлено правовых оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении по линии Министерства обороны РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 апреля 2015 года по гражданскому делу по заявлению Панасенко З. Г. о признании решения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права - отменить полностью, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Панасенко З. Г. о признании решения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Позднякова О.Ю.
Судьи: Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.