Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года гражданское дело по заявлению Кузана В. И. об оспаривании решений должностных лиц жилищной комиссии войсковой части 35471, Федерального казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
по апелляционной жалобе представителя Кузана В.И. - Шинкевича В.С. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 марта 2015 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав представителя войсковой части 13641 Турушеву Н.Н., представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Сафарова Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузан В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений должностных лиц жилищной комиссии войсковой части 35471, Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье").
В обоснование заявленных требований указал, что он проходил военную службу по контракту в должности "данные изъяты". Приказами командира войсковой части 10253 от 30.04.2009г. и командира войсковой части 35471 от 25.05.2009г. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части 35471 с 26.06.2009г. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 05 месяцев 03 дня. В период прохождения военной службы жильем по нормам действующего законодательства не обеспечивался, в связи с чем с 20.07.1998г. состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений. После увольнения решением жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. он исключен из списков очередников на получение жилья в связи с тем, что он являлся членом семьи квартиросъемщика по договору социального найма. О принятом решении он не уведомлялся. По истечении времени он узнал, что его жилищное дело из войсковой части 35471 в ФГКУ "Востокрегионжилье" не поступало, в связи с чем обращался с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 20.10.2014г. в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказано, в связи с решением жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. об исключении его из списков очередников на получение жилья. Указанные решения доведены до него 06.11.2014. На момент принятия решения жилищной комиссией войсковой части 35471 он не имел ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения, не являлся членом семьи собственника и нанимателя жилого помещения. Ссылка жилищной комиссии на то, что его супруга являлась основным квартиросъемщиком жилого помещения по договору найма, является необоснованной. Он на заседании жилищной комиссии не участвовал, о времени рассмотрения вопроса о снятии его с учета очередников не уведомлялся. Решение ФГКУ "Востокрегионжилье" основано на решении жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. в части исключения его из списков нуждающихся в получении жилых помещений, вследствие чего также является незаконным.
Просил признать незаконными п.7 решения жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. в части исключения его из списков нуждающихся в получении жилых помещений, а также решение ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 20.10.2014г. об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 20.07.1998г.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 марта 2015 года в удовлетворении заявления Кузан В.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Кузан В.И. - Шинкевич В.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Полагает, что решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании, нарушения норм процессуального права. Указывает на то, что заявителем не был пропущен срок на обжалование решений должностных лиц. На заседании жилищной комиссии войсковой части 35471, по результатам которого принято оспариваемое решение, заявитель не присутствовал, о принятом в отношении него решении не уведомлялся. Указывает на то, что решение жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. доведено до заявителя только вместе с ответом ФГКУ "Востокрегионжилье" от 06 ноября 2014 года.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель войсковой части 13641 Турушева Н.Н., представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Сафаров Р.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание Кузан В.И. не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении слушания дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В соответствии с положениями ст.51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, статья 6 Вводного закона не допускает возможность снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, по основанию, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 24.10.1985г. Кузан В.И. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах РФ, с 25.11.2003г. проходил службу в войсковой части 35471. 10.11.2002г. Кузан В.И. обратился к командиру войсковой части 35471 с рапортом о рассмотрении вопроса его постановки в очередь на получение квартиры, согласно резолюции на рапорте по протоколу N от 29.12.2003г. включен в очередь с 20.07.1998г.
Согласно выписки из приказа (по строевой части) от 25.05.2009г. N "данные изъяты" Кузан В.И. уволен с военной службы приказом командира войсковой части 10253 от 30.04.2009г. N-пм с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п.п."б" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
С 26.06.2009г. Кузан В.И. исключен из списков личного состава части с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Общая продолжительность военной службы Кузан В.И. в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет 23 года 05 месяцев 03 дня.
Как следует из справки войсковой части 69714 от 09.10.2002г., Кузан В.И. в период прохождения военной службы по контракту с 15.05.1998г. по 23.09.2002г. жилой площадью не обеспечивался, в списках очередников на получение жилой площади состоял с 20.07.1998г.
Судом установлено, что Кузан В.И. при войсковой части 35471 не оформлял документы на Государственный жилищный сертификат; не получал субсидию на покупку и строительство жилья; в личном деле Кузана В.И. указаны: жена - ФИО1, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Кузан В.И. зарегистрирован по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Брак между Кузан В.И. и ФИО1 расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно поквартирной карточке от 14.11.2014г. по "адрес" имеют постоянную регистрацию: с ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО1 (наниматель), с ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО2 (сын), с ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО3 (отец), 18.10.2006г. снят с регистрационного учета; с ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО4 (мать), 16.08.1990г. снята с регистрационного учета; с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5 (дочь), 26.09.1995г. снята с регистрационного учета.
Право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения (в том числе до 15.05.1998г.) на территории г.Хабаровска и Хабаровского края за Кузан В.И. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Росреестра по Хабаровскому краю от 26.02.2015г. и справкой КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 01.03.2001г.
Согласно выписки из протокола совместного заседания командования и жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г., при проведении проверки комплектности учетных дел и законности постановки в очередь было выявлено, что "данные изъяты" Кузан В.И. не состоит в базе нуждающихся в получении жилья в Восточной КЭЧ, так как по представленным документам выявлено, что его жена является основным квартиросъемщиком квартиры и соответственно "данные изъяты" Кузан В.И. является членом семьи основного квартиросъемщика жилья и документов, доказывающих свою необеспеченность жильем, не представил. Принято решение исключить из списков очередников и внеочередников на получение жилья "данные изъяты" Кузана В.И. до предоставления им необходимых документов, подтверждающих право быть признанным нуждающимся в получении жилья.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 20.10.2014г. Кузан В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, по основанию подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ: не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для снятия Кузан В.И. с учета нуждающихся в получении жилого помещения у жилищной комиссии не имелось.
Кузан В.И. имел право стоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, и не мог быть снят с данного учета по решению жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. Применительно к учетной норме жилья в размере 18 кв.м на человека, количеству членов семьи нанимателя жилого помещения "адрес" - ФИО1, с учетом сына нанимателя ФИО2 и являвшегося на период принятия жилищной комиссией войсковой части 35471 решения от 18.01.2010г. супругом ФИО1 - заявителя Кузан В.И., право заявителя состоять на соответствующем учете у Кузан В.И. имелось на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, как лица, являющегося членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы.
По иным основаниям, кроме как предусмотренным п.п.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, Кузан В.И. с учета не снимался, отказ ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20.10.2014г. в постановке Кузана В.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, также был обусловлен не предоставлением документов, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основание отказа в постановке на учет - подпункт 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Вместе с тем судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований вследствие пропуска заявителем срока обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Между тем, из пояснений заявителя, его представителя в судебных заседания суда первой инстанции, усматривается, что Кузан В.И. узнал о принятом жилищной комиссией войсковой части 35471 решении от 18.01.2010г., а также решения ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20.10.2014г. - 06.11.2014г.
Вместе с тем, исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданского оборота, установленной пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и общего принципа доказывания в гражданском процессе, лицо, от которого требуется разумность или добросовестность при осуществлении прав, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Доказательств того, что Кузану В.И. об оспариваемых решениях было известно ранее 06.11.2014г., в материалах дела не содержится, и представителем заинтересованного лица суду не представлено.
Таким образом, с учетом изложенная судебная коллегия приходит к выводу о том, что при обращении в суд с указанным заявлением, которое в отделение почтовой связи было сдано 06.02.2015г., Кузаном В.И. не был пропущен трехмесячный срок обращения в суд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению Кузана В. И. об оспаривании решений должностных лиц жилищной комиссии войсковой части 35471, Федерального казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - отменить полностью, апелляционную жалобу Кузана В.И. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные Кузаном В. И. требования удовлетворить.
Признать незаконным пункт 7 решения жилищной комиссии войсковой части 35471 от 18.01.2010г. в части исключения Кузана В. И. из списков очередников и внеочередников, нуждающихся в получении жилых помещений.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от 20 октября 2014 года.
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность по устранению допущенных нарушений прав и интересов Кузана В.И. путем повторного рассмотрения в установленном порядке заявления Кузана В.И. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Позднякова О.Ю.
Судьи: Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.