Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей: Масловой Т.В., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина А. В. к индивидуальному предпринимателю Сенченко З. С. о признании незаконными действий по не предоставлению льготного проезда на транспорте общего пользования,
по апелляционной жалобе истца Сорокина А.В. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин А.В. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Сенченко З.С. о признании незаконными действий по не предоставлению льготного проезда на транспорте общего пользования.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Комсомольске-на-Амуре в принадлежащем ответчику автобусе маршрута N, истец предъявил кондуктору пенсионное удостоверение и единый социальный проездной билет Хабаровского края, предоставляющие в силу закона право льготного проезда гражданам пожилого возраста. Кондуктор отказал истцу в льготном проезде и истец был вынужден оплатить стоимость билета. В связи с чем, Сорокин А.В. просил признать указанные действия ответчика незаконными.
Определением суда от 16 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены министерство социальной защиты населения Хабаровского края и министерство промышленности и транспорта Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02 апреля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Сорокин А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что право льготной категории граждан на бесплатный проезд, установленное п. 2 Постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N 122 и п. 3 Подраздела 1 Постановления Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2010 года N 98-пр, не ставится в зависимость от наличия договора между перевозчиком и каким-либо органом власти. Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ, субъектом РФ перевозчикам возмещаются затраты на перевозку пассажиров.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу министерство социальной защиты населения Хабаровского края, просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Письменные возражения на апелляционную жалобу от других лиц, участвующих в деле не поступили.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, представители третьих лиц: министерства социальной защиты населения Хабаровского края, министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об отложении рассмотрения дела не просили. Истец просил рассмотреть дело без его участия.
В связи с чем, судебная коллегия, рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" с 01 июля 2005 г. на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.
Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта (п.2).
Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении возложено на Министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских округов и муниципальных районов края (п.8.3)
На Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели; перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами (п.п. 7.3, 7.5).
Согласно части 3 подраздела 1 раздела 2 Порядка реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2010 г. N 98-пр, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения предоставляется отдельным категориям граждан при предъявлении единого социального проездного билета и удостоверения единого образца, установленного для каждой льготной категории граждан.
Судом первой инстанции установлено, что индивидуальный предприниматель Сенченко З.С. имеет лицензию N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении. В городе Комсомольске-на-Амуре им осуществляются перевозки пассажиров (внутригородские) по маршруту N.
Сорокин А.В. является пенсионером по старости, в декабре 2014 года он имел единый социальный проездной билет Хабаровского края.
Договор о возмещении расходов по перевозке льготной категории граждан с ИП Сенченко З.С. не заключался. На основании решения администрации г. Комсомольска-на-Амуре, перевозки льготных категорий граждан осуществляются в г. Комсомольске-на-Амуре муниципальными транспортными предприятиями, с которыми министерством социальной защиты населения края заключены договоры на возмещение расходов по перевозке льготной категории граждан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что между министерством социальной защиты населения Хабаровского края и ответчиком договор на возмещение расходов по перевозке льготной категории граждан, не заключен; в связи с чем, на ответчика не возложена обязанность по осуществлению бесплатных перевозок пассажиров, имеющих льготы; не установлено нарушений ответчиком положений Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Выводы суда постановлены при правильном применении к спорным отношениям положений ст.ст. 2, 789, 790 Гражданского кодекса РФ, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Губернатора Хабаровского края N 122 от 17 мая 2005 года "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация право льготной категории граждан на бесплатный проезд, не ставится в зависимость от наличия договора между перевозчиком и органом власти, противоречит указанным положениям Постановления Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
Истец не лишен возможности пользоваться услугами перевозки на общественном транспорте, предоставляемыми перевозчиками, которым производится возмещение затрат по перевозке льготных категорий граждан.
Доводы апелляционной жалобы в дополнительной проверке не нуждаются, поскольку сводятся к изложению правовой позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, а также предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Сорокина А. В. к индивидуальному предпринимателю Сенченко З. С. о признании незаконными действий по не предоставлению льготного проезда на транспорте общего пользования - оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Т.В. Маслова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.