Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чемякиной И.А.
Судей: Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.,
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 01 июля 2015 года дело по заявлению Тарасова В. И. о признании незаконным действий Военного комиссариата Хабаровского края, связанные с не обеспечением возможности ознакомления с материалами дела,
по апелляционной жалобе Тарасова В.И. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Военного комиссариата Хабаровского края. В обоснование заявленных требований указал, что 18 марта 2015 года он обратился с заявлением в адрес военного комиссариата Хабаровского края. Испрашиваемая заявлением информация из приказа МО РФ N. "Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ", не составляет перечень сведений государственной тайны и военной области. Просил суд признать незаконными действия военного комиссариата Хабаровского края связанные с не обеспечением возможности ознакомления с документами и материалами испрашиваемых заявлением от 18 марта 2015 года, непосредственно затрагивающими его права и свободы; обязать военный комиссариат Хабаровского края устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Тарасова В.И., а именно предоставить Тарасову В.И. возможность ознакомления с документам и материалами приказа МО РФ N "Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ", в части касающихся: способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел 12, 13 личного дела 1-й экземпляр об исключении Тарасова В.И. из списков части с 14 апреля 1999 года, в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части); способа и порядка зачитывания кадровым органом ВВС и ПВО перерыв в военной службе в выслуге лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а так же изготовить и выдать Тарасову В.И. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ N "Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ", подлежащих применению, согласно заявлению Тарасова В.И. для предоставления в суд в качестве письменного доказательства.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований Тарасова В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Тарасов В.И. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при принятии решения судом нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ. Поскольку суд основывает свое решение на приказах МО РФ N. и N., которые не исследовались в судебном заседании и не опубликованы официально, следовательно, суд нарушил п. 10 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно правовых актов федерального органа исполнительной власти". Ссылается на то, что испрашиваемая заявлением от 18.03.2015 г. информация, не предусматривает ограничений, указанных в ч.1 ст.5 Закона РФ "О государственной тайне". Просит решение суда отменить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Хабаровского края Путилина Я.Ю., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Тарасов В.И. 18 марта 2015 года обратился в адрес Военного комиссариата Хабаровского края с заявлением, в котором просил ознакомить его с Приказом МО РФ N, в части:
- способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел 12, 13 личного дела 1-й экземпляр об исключении Тарасова В.И. из списков части с 14 апреля 1999 года в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части);
- способа и порядка засчитывания кадровым органом ВВС и ПВО перерыв в военной службе и выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а также изготовить и выдать Тарасову В.И. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ N. "Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ", подлежащих применению согласно заявления Тарасова В.И. для предоставления в суд в качестве письменного доказательства.
Из ответа военного комиссариата следует, что запрашиваемые Тарасовым В.И. сведения, являются секретными, оснований для ознакомления с данными сведениями и выдачей выписки из указанных документов не имеется, ввиду отсутствия у Тарасова В.И. допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Судом установлено, что приказ МО РФ N от 19.12.2005 года "Инструкция по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ" является секретным. То есть данные положения приказа являются секретными и рассылаются в воинские части по особому расчету.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N "О государственной тайне", государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
В ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N "О государственной тайне", установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну, в том числе это сведения в военной области.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N "О государственной тайне", степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N (далее Инструкция), доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Согласно п. 44 Инструкции в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились с организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и штатных мероприятий, и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается.
Как следует из послужного списка, приказом командира войсковой части N Тарасов В.И. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части с 14.04.1999 года.
Судом установлено, что Тарасов В.И. в настоящее время допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не имеет.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что предоставление Тарасову В.И. сведений, составляющих государственную тайну, без соответствующего допуска нарушает Закон РФ "О государственной тайне" и Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N
Суд пришел к правильному выводу о том, что отказ должностных лиц Военного комиссариата Хабаровского края в ознакомлении Тарасову В.И. с Приказом Минобороны России N "Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ" и выдаче из него выписки в части, касающейся способа отмены записи в послужном списке в случае необоснованного увольнения с военной службы и способа подсчета выслуги лет для назначения пенсии при необоснованном исключении из списков части, не ущемляет и не затрагивает права и свободы Тарасова В.И.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе о том, что нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, не нашли своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что сведения, с которыми он не был ознакомлен, не составляют государственную тайну, проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным, поскольку гриф секретности с Приказа МО РФ N. в установленном законом порядке не снят.
Ссылка заявителя на то, что были нарушены положения Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно правовых актов федерального органа исполнительной власти", несостоятельна.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Приведенная конституционная норма конкретизирована в пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", закрепляющем, что обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила), определено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В силу пункта 17 Правил названные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Приказ, являясь актом, содержащий сведения, составляющие государственную тайну и имеющим гриф "секретно", не требовал официального опубликования в порядке, предусмотренном Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2015 года по делу по заявлению Тарасова В. И. о признании незаконным действий Военного комиссариата Хабаровского края, связанные с не обеспечением возможности ознакомления с материалами дела - оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова В.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи Е.В. Волошина
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.