Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Братенкова С.И.
членов президиума Барабанова С.Г., Веретенникова Н.Н.,
Сосновского А.В.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Байдиной И. П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 марта 2015 года по иску Байдиной И. П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" о признании нуждающейся в получении жилого помещения и возложении обязанности включить в список очередников на получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Хохловой Е.Ю., объяснения представителя истца Киняшова М.Е., представителя ответчика Каменева Д.Е., президиум
УСТАНОВИЛ:
Байдина И.П. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" о признании нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства в "адрес" и возложении обязанности включить ее в список очередников на получение жилого помещения составом семьи 1 человек с признанием за ней права по получение жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что проходила военную службу в войсковой части N, уволена приказом от 14.02.2011 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, зарегистрирована и проживает в служебной квартире закрытого военного городка "адрес". На жилищный учет в войсковой части поставлена не была, однако перед увольнением в беседе с командиром части просила обеспечить жильем в городе Хабаровске. Решением жилищной комиссии пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО от 20.05.2014 года N ей было отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения и включении в списки очередников. Полагает, что данный отказ незаконен, поскольку она относится к лицам, которым государство гарантирует предоставление жилого помещения, и Закон "О статусе военнослужащих" устанавливает конкретные формы реализации таких гарантий. Проживание в закрытом военном городке и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25.11.2014 года иск Байдиной И.П. удовлетворен, Байдина И.П. признана нуждающейся в получении жилого помещения, за ней признано право на получение жилого помещения и на ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" возложена обязанность включить ее в списки очередников на получение жилого помещения составом семьи 1 человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2015 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении иска Байдиной И.П. отказано полностью.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 15.04.2015 года, Байдина И.П. просит отменить данное апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на допущенные судом второй инстанции существенные нарушения норм материального права.
17.04.2015 года материалы гражданского дела истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило 27.04.2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 385 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие Байдиной И.П., уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда находит состоявшееся по делу апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судебной коллегией при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Судами, разрешившими дело, установлено, что Байдина И.П. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1992 года, приказом от 14.02.2011 года уволена с военной службы на основании п. "а" ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). Общая продолжительность военной службы Байдиной И.П. составила 18 лет 10 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - 28 лет 3 месяца 19 дней.
Из листа беседы с "данные изъяты" Байдиной И.П. следует, что 14.10.2010 года она подала рапорт о заключении нового контракта о прохождении военной службы сроком на три года, однако начальником Управления не принято положительного решения о заключении с ней нового контракта (заключение аттестационной комиссии от 15.10.2010 года, утвержденное 18.10.2010 года). Байдиной И.П. разъяснено, что она может быть уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока контракта. Байдина И.П. настаивала на увольнении с военной службы по возрасту. При этом избрала новым местом жительства после увольнения город "адрес".
На момент увольнения Байдина И.П. проживала в предоставленном ей в период прохождения службы служебном жилом помещении - "адрес" где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ
Военный городок "адрес" входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года N 752-р.
24.04.2014 года Байдина И.П. обратилась в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО с рапортом, в котором просила признать ее нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства в городе Хабаровске, включить ее в списки очередников на получение жилого помещения составом семьи 1 человек, признать ее право на получение жилого помещения.
Жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО рассмотрела рапорт "данные изъяты" Байдиной И.П., исключенной из списка личного состава Управления 14.02.2011 года, на заседании 20.05.2014 года и приняла решение отказать Байдиной И.П. в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Хабаровске, включении в списки очередников Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО на получение жилого помещения составом семьи 1 человек по мотиву того, что Байдина И.П. в период прохождения службы с рапортом о принятии на соответствующий учет в жилищную комиссию Пограничного управления не обращалась и документы для постановки на учет не предоставляла.
Удовлетворяя исковые требования Байдиной И.П., суд первой инстанции исходил из того, что Байдина И.П. имеет необходимую выслугу лет военной службы, на момент увольнения со службы жильем обеспечена не была, подлежит признанию нуждающейся в жилом помещении ввиду проживания в служебной квартире и в закрытом военном городке, а также с избранием по окончании службы иного постоянного места жительства.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд второй инстанции исходил из того, что на день увольнения с военной службы Байдина И.П. нуждающейся в жилом помещении жилищной комиссией по месту службы не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла, в установленном действующим законодательством порядке до увольнения рапорт о постановке на соответствующий учет не подала и не представила необходимые документы.
Изложенные выводы судебной коллегии постановлены без учета действительного содержания подлежащих применению в данном деле правовых норм и установленных по делу обстоятельств.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.04.2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 года N 9-П).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 данного Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
В силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в том числе с достижением предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (подпункт "г"), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (подпункт "и").
Таким образом, проживание военнослужащего в закрытом военном городке, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимися в жилом помещении.
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, как и военнослужащий, проживающий в закрытом военном городке, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Данная правовая позиция была отражена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 783-О-О от 28.05.2009 года.
Неправильное применение судебной коллегией норм материального права при разрешении настоящего дела является существенным нарушением закона, так как повлекло неправильное разрешение дела, в связи с чем принятое апелляционное определение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 387 ГПК Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены юридически значимые обстоятельства, верно применен материальный закон, президиум полагает необходимым оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Байдиной И. П. удовлетворить,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 марта 2015 года отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2014 года.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий: С.И. Братенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.