Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Нечаевой Н.А.
судей Рубан О.Н., Першиной Л.В.
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Возложить на администрацию г. Перми обязанность принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйных вещей, объектов культурного наследия регионального значения: аллею N 7 Южного кладбища, где похоронены ученые, общественные и советские деятели г. Перми, могилу профессора Кертмана Льва Ефимовича.
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Свердловского района г. Перми - отказать.".
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения представителя администрации г. Перми - Ждановой Л.Л., представителя заинтересованного лица Кертман Г.Л. - Фроловича В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Кузнецовой И.А., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с иском о возложении на администрацию г. Перми обязанности принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйных вещей, объектов культурного наследия регионального значения: аллею N 7 Южного кладбища, где похоронены ученые, общественные и советские деятели г. Перми, могилу профессора Кертмана Л.Е. в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в список памятников истории Пермского края регионального значения, утвержденный распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 N 713-р, под N 97 включена аллея N 7 Южного кладбища, где похоронены ученые, общественные и советские деятели г. Перми (местоположение памятника - Южное кладбище); под N 101 - могила профессора Кертмана Льва Ефимовича (местоположение - Южное городское кладбище). Сведения о зарегистрированных правах на указанные памятники в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия объектов культурного наследия в муниципальную собственность города Перми с последующим целевым финансированием на проведение процедур по изготовлению паспортов бесхозяйных объектов культурного наследия в 2013 году в адрес Департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми направлялись сведения о расположенных на территории Свердловского района г. Перми бесхозяйных объектах культурного наследия, в перечень которых вошли спорные памятники истории Пермского края регионального значения. Департаментом культуры и молодежной политики администрации г. Перми признана обоснованность и целесообразность приема в муниципальную собственность предложенных администрацией Свердловского района г. Перми объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия на основании распоряжения губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. N 713-р. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 г. N 130 (далее - Регламент), администрация г. Перми обязана принять меры по постановке указанных памятников истории Пермского края регионального значения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества. Выполнение указанных действий необходимо в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения памятников истории Пермского края регионального значения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, указывая, что суд не выяснил являются ли спорные памятники истории недвижимым имуществом. Принятие на учет бесхозяйной вещи производится на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект. Администрация г. Перми не обладает полномочиями по постановке на учет объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в качестве бесхозяйной вещи. К участию в деле в качестве третьего лица не привлечен Кертман Г.Л.
Администрацией Свердловского района г. Перми подан отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо её поддерживает.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Перми в указанной выше части, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 3, 33, 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 225 ГК РФ, регулирующими спорные правоотношения сторон об охране объектов культурного наследия. Суд правильно исходил из следующих установленных фактических обстоятельств дела.
В список памятников истории Пермского края регионального значения, утвержденный распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 N 713-р, под N 97 включена аллея N 7 Южного кладбища, где похоронены ученые, общественные и советские деятели г. Перми (местоположение памятника - Южное кладбище); под N 101 - могила профессора Кертмана Льва Ефимовича (местоположение - Южное городское кладбище).
Сведения о зарегистрированных правах на указанные памятники в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия объектов культурного наследия в муниципальную собственность города Перми с последующим целевым финансированием на проведение процедур по изготовлению паспортов бесхозяйных объектов культурного наследия в 2013 году в адрес Департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми направлялись сведения о расположенных на территории Свердловского района г. Перми бесхозяйных объектах культурного наследия, в перечень которых вошли спорные памятники истории Пермского края регионального значения.
Департаментом культуры и молодежной политики администрации г. Перми признана обоснованность и целесообразность приема в муниципальную собственность предложенных администрацией Свердловского района г. Перми объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия на основании распоряжения губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. N 713-р.
Судом первой инстанции установлено, что объекты культурного наследия регионального значения, в отношении которых имеется спор, в чьей-либо собственности не находятся, о своих правах на них никто не заявляет, т.е. фактически данные памятники истории являются бесхозяйными недвижимыми вещами. Доказательств иного суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
Каких - либо доказательств того, что аллея и могила являются движимым имуществом, администрацией г. Перми не представлено.
Доводы администрации г. Перми о том, что Регламентом предусмотрена определенная процедура принятия бесхозяйных вещей на учет, не являются основанием для отмены принятого судом решения, так как в нарушение указанного порядка ответчиком какие - либо меры в добровольном порядке не предпринимаются. Между тем, обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью обеспечения охраны памятников истории регионального значения, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Перми не обладает полномочиями, необходимыми для исполнения решения суда, судебная коллегия отвергает. Администрация г. Перми, как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законодательством Пермской области (края). К вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству памятников истории, находящихся на их территориях. Ответчик обладает необходимыми полномочиями для исполнения решения суда.
Привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Кертман Г.Л. на права администрации г. Перми не влияет.
Поскольку доводы заявителя не опровергают выводов суда и аналогичны доводам, представленным суду первой инстанции, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и основаны на неправильном толковании норм материального права, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 февраля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.