Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Титовца А.А.,
судей: Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела 03 июня 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Агентства по занятости населения Пермского края на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 08 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказа Агентства по занятости населения Пермского края в признании Котенева О.В. безработным, выраженный в письме от 02.09.2014 года N **.
Требования Котенева О.В. в остальной части оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя Агентства по занятости населения Пермского края - Ларюшкиной И.В., заявителя Котенева О.В., представителя ГКУ Центр занятости населения города Перми - Полянской И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Котенев О.В. обратился с жалобой на действия должностного лица Агентства по занятости населения Пермского края, заявил требования о признании незаконным выраженного в письме от 02.09.2014 года N ** отказа в признании его безработным, о возложении обязанности по признанию его безработным с 29.07.2014 года, о назначении ему пособия по безработице с указанной даты.
В обоснование указал на то, что 28.04.2014 года был уволен с работы в связи с сокращением штата, в течение 10 дней обратился в Службу занятости Дзержинского района за постановкой на учет в качестве безработного и поиска работы. 02.09.2014 года получил ответ о рассмотрении обращения, в котором со ссылкой на ч.2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" было указано на невозможность признания в качестве безработного, поскольку в жилом помещении заявитель зарегистрирован не по месту жительства, а по месту временного пребывания. Полагает, что отказ является незаконным, нарушает его право на свободу передвижения, право на защиту от безработицы, поскольку иного постоянного места жительства он не имеет.
В судебном заседании Котенев О.В. требования поддержал.
Представители заинтересованного лица ГКУ Центр занятости населения г.Перми с требованиями не согласились. Представитель заинтересованного лица - Агентства по занятости населения Пермского края в суд не явился, о рассмотрении жалобу уведомлен, представил отзыв на жалобу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Агентство по занятости населения Пермского края в апелляционной жалобе просит решение в части удовлетворенных требований отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, принять новое решение.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 10321 "О занятости населения в российской Федерации", пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, указывает, что при обращении в орган занятости населения заявитель представил сведения о регистрации по месту пребывания и ему обоснованно было отказано в постановке на учет в качестве безработного. Заявитель жалобы полагает, что суд неправомерно пришел к выводу о том, что место пребывания истца является местом его жительства, также указывает на то, что установленное законом требование о регистрации в качестве безработного органом занятости по месту жительства заявителя, а не месту временного пребывания, не нарушает прав на получение социальных гарантий.
В судебном заседании представитель Агентства по занятости населения Пермского края доводы жалобы поддержала, указав также, что по возложенным на Агентство полномочиям не разрешает вопросы о регистрации в качестве безработного, в связи с чем не имелось оснований для оспаривания данного заявителю ответа.
Заявитель Котенев О.В. поддержал позицию изложенную в возражениях на жалобу, полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Представитель ГКУ Центр занятости населения г.Перми полагает жалобу обоснованной.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в оспариваемой части.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Часть 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Таким образом, перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статьей 3 названного Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания.
Согласно материалам дела Котенев О.В. 28.04.2014 года был уволен с работы по основанию предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов. 06.05.2014 года Котенев О.В. обратился в Дзержинский отдел ГКУ ЦЗН г.Перми, где был зарегистрирован с целью поиска подходящей работы.
Как следует из содержания направленного в адрес Котенева О.В. Агентством по занятости населения Пермского края ответа за N ** от 02.09.2014 года - при обращении в Дзержинский отдел ГКУ ЦЗН г.Перми 06.05.2014 года Котенев О.В. не был признан безработным, поскольку обратился в службу не по месту жительства, а по месту пребывания, где был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
Также установлено, что приказом Дзержинского отдела ГКУ ЦЗН г.Перми от 15.09.2014 заявитель с 10.09.2014 года признан безработным.
Удовлетворяя жалобу в части признания незаконным отказа в регистрации заявителя в качестве безработного в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в районе, отнесенном к ведению структурного подразделения ГКУ ЦЗН г.Перми, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие временной регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным.
Доводы представителя Агентством по занятости населения Пермского края не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации" регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.
В силу положений ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 года N 199-0 указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу следует, что место жительства не определяется исключительно фактом регистрации по месту жительства, административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 года N 105-0. содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. При этом данная правовая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.
В связи с изложенным: отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. Поскольку заявитель на момент обращения в Дзержинский отдел ГКУ ЦЗН г.Перми постоянно проживал по адресу: г.Перми - ул. ****, то есть в районе деятельности указанного отдела, иной регистрации по месту жительства не имел, оснований для отказа в его регистрации в качестве безработного не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, данные доводы являлись предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено, а поэтому оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении требований Котенева О.В. о возложении обязанности признания безработным с 29.07.2014 года, о назначении пособия по безработице с указанной даты сторонами не оспаривается, судебная коллегия не усматривает оснований для проверки выводов суда в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 199,328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 08 декабря 2014 года по доводам апелляционной жалобы Агентства по занятости населения Пермского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.