Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Титовца А.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Веретновой О.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Губина Ю.А. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 марта 2015 года об отказе в удовлетворении требований Губина Ю.А. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам об обязании начислить и выплатить суммы социальных гарантий.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А, пояснения Губина Ю.А., представителей ответчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Губин Ю.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о возложении обязанности начислить и выплатить за период с 01.02.2011 по 01.02.2015 суммы ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности предоставить истцу меры социальной поддержки с 01.02.2015 в виде ежемесячных денежных выплат в размере, установленном законом Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как ветерану труда, путем ежемесячного начисления и ежемесячных выплат ЕДВ в размере ***руб., а в дальнейшем с учетом индексации и ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п "Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" ЕДК и ДЕДК как одиноко проживающему ветерану труда.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет почетное звание "Ветеран труда" федерального значения. На момент присвоения данного звания истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в Индустриальном районе г. Перми. На основании его обращения в службу соцзащиты истцу, как ветерану труда, по месту жительства выплачивались Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг (ЕДК).
В 2009 году Губин Ю.А. обратился за указанными выплатами по своему новому месту жительства, которое расположено по адресу: ****, представив необходимые документы, в том числе, свидетельство о регистрации по месту пребывания N 7 от 10.02.2009. В период временной регистрации в д. **** с 10.02.2009 по 31.12.2010 выплаты производились, в том числе и на его сберегательную книжку. Выплаты ЕДК производились по новому месту регистрации до 31.01.2011 включительно, после чего выплата компенсаций прекращена без каких-либо объяснений и представления решений соответствующих органов. На обращение истца был получен ответ, что выплаты прекращены в связи с непредставлением документов, подтверждающих регистрацию по прежнему адресу за период с 01.01.2011 по 30.06.2012. Решением Пермского районного суда Пермского края от 17.05.2012 Губин Ю.А. был поставлен на регистрационный учет по адресу: **** с 09.07.2012. Однако, до настоящего времени выплаты не производятся. Истец полагает, что прекращение выплат по мотиву отсутствия регистрации и дальнейший отказ в их начислении и выплате является незаконным. Все необходимые документы были предоставлены в 2009 году при первоначальном обращении. Выплаты были начислены и выплачивались. При этом Губиным Ю.А. было указано, что выплаты он желает получать как ветеран труда и что он проживает один, без семьи. На сегодняшний день условия истца не изменились, с 2009 года местом его жительства является адрес в д. ****. Губин Ю.А. должен был представить только документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие право на выплату, что и было сделано. Требование о предоставлении дополнительных документов, в том числе, документа о регистрации, не основано на законе. Также не основано на законе требование ответчика о подаче истцом нового заявления о начислении выплат.
Кроме того, начисления ЕДК, произведенные Губину Ю.А. произведены в заниженном размере. Поскольку истец относится к категории одиноко проживающих ветеранов труда и 50 % его фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают *** рублей, совокупный размер начисляемой ЕДК и ДЕДК должен составлять *** рублей.
Прекращение выплат сумм ЕДВ, ЕДК, ДЕДК по оплате жилья и коммунальных услуг, является неправомерным, нарушает права и законные интересы истца, и причиняет имущественный ущерб. Учитывая, что ранее Губин Ю.А. пользовался мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение его места жительства и временное отсутствие регистрации не может служить основанием для лишения его права на дальнейшее получение мер социальной поддержки.
Представители ответчика против заявленных требований возражали по следующим основаниям.
В территориальное управление Губин Ю.А. обратился 06.11.2009 за получением компенсации за твердое топливо, в соответствии с Положением "О выплате денежной компенсации на приобретение твердого топлива отдельным категориям граждан ... ", утвержденного Указом Губернатора Пермской области от 18.04.2005 N 64. Единовременная выплата была произведена истцу на его счет в банке в январе 2010 года в размере *** руб. Истец имеет право получать выплату только по одному из оснований: либо как ветеран труда (выплачивается учреждениями социальной защиты), либо как инвалид (выплачивается Пенсионным фондом РФ). 15.11.2010 и 16.02.2011 истец обращался к ответчику на личный прием специалистов по вопросу назначения ЕДК, в соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области". Поскольку на момент обращения истец был зарегистрирован в Индустриальном районе города Перми, то ему было разъяснено, что социальные выплаты он может получать по месту регистрации. ЕДК назначалась и выплачивалась Губину Ю.А. в отделе по Индустриальному району города Перми с января 2010 года по август 2012 года. В последующем Губин Ю.А. неоднократно устно и письменно обращался в территориальное управление по вопросу не представления мер социальной поддержки за период с 2009 года по текущую дату. Истцу неоднократно давались письменные разъяснения о том, что меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления, по одной из льготных категорий по выбору гражданина, а также при предоставлении пакета документов, высылались бланки заявлений для назначения ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Выплаты ЕДК с 01.02.2011 по 31.08.2012 производились отделом по Индустриальному району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми. Губину Ю.А. по результатам рассмотрения его жалоб, была назначена и выплачена ЕДК за период с 01.09.2012 по 31.01.2014 в размере *** руб. по льготной категории "инвалид общего заболевания", так как именно по этой категории истец получал выплату в индустриальном районе г. Перми. Информация о принятом решении направлена истцу письмом, а денежные средства переведены на почтовое отделение Заболотского сельского поселения. От получения денежных средств на почте истец отказался. Выплаты были приостановлены с 01.09.2012, так как средства не получались более 6 месяцев. Также истцу было дано письменное разъяснение о порядке получения дополнительной ежемесячной компенсации (ДЕДК), который также предполагает подачу заявления с приложением документов, в том числе квитанций на оплату жилого помещения. Запрашивать такую информацию в ресурсоснабжающих организациях ответчик не вправе в связи с положениями ФЗ "О персональных данных". До настоящего времени заявления от истца не поступало.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права. Так, суд указал, что истец не имеет права на получение ЕДК и ДЕДК, поскольку не обращался к ответчику с заявлением об их назначении, что не соответствует действительности. Истец обращался к ответчику с заявлением в 2009 году за выплатой по льготной категории "Ветеран труда" по месту жительства в п. ****, представив все необходимые документы и указав, что денежные средства просит перечислять на сберегательную книжку. Выплаты по льготной категории "Ветеран труда" истцу производились, в январе 2010 года была перечислена единовременная выплата *** рублей на сберкнижку. Требований о подаче нового заявления для продолжения начисления выплат законодательством не предусмотрено. Также судом не дана оценка начислению ответчиком выплат за период с 1.02.2011 по 31.08.2012, но не выплате их, хотя способ перечисления денежных средств истец не менял. Ответчик также ввел суд в заблуждение, указав, что истец получал выплаты с января 2010 по август 2012 года в Индустриальном отделе по месту регистрации. Из жилого помещения в Индустриальном районе истец выбыл в 2009 году, о чем суду было известно. С 01.02.2011 истец выплат не получал. Судом также не учтено, что как ветеран труда истец имеет право на льготы по Закону Пермского края от 08.12.2013 N 259-ПК в пределах нормы жилого помещения и нормативов коммунальных услуг. За данные услуги ежемесячная плата начисляется исходя из площади жилого помещения, а что касается выше нормативов потребления, то это право истца предоставлять дополнительные документы или нет.
На апелляционную жалобу представлены возражения ответчика, содержащие доводы об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Губин Ю.А. является ветераном труда, на основании решения Пермского областного Совета народных депутатов от 05.10.1987 года.
Справкой ВТЭ-156 N ** от 04.06.1997 Губин Ю.А. является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно.
Таким образом, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные как Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а так и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом "О ветеранах" право определения и обеспечения мер социальной поддержки ветеранов труда передано субъектам Российской Федерации (статьи 22, 23.2 указанного закона).
Статьей 2 Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (принят ЗС ПО 18.11.2004), предусмотрены следующие меры социальной поддержки ветеранов труда:
получение ежемесячной денежной выплаты;
оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам);
(в ред. Закона Пермского края от 30.12.2008 N 384-ПК)
оплату коммунальных услуг (холоднее и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления);
право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
(пп. 4 введен Законом Пермской области от 01.03.2005 N 2065-449; в ред. Закона Пермского края от 16.11.2009 N 516-ПК) .
Меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда устанавливается в размере 300 рублей.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей; на оплату жилого помещения нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на полном его иждивении или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в размере 170 рублей.
В случае если 50% расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину гарантируется установление дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме дополнительной ежемесячной денежной компенсации.
Размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между 50% суммой расходов гражданина на оплату жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной нормативным правовым актом Правительства Пермского края, и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством, и ежемесячной денежной компенсацией.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Из пункта 2 статьи 1 Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1830- 388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", следует, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.
Такая же норма содержится в пункте 3 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей право инвалидов и детей- инвалидов на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Из ответа Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (исх N 12/3606) от 17.03.2015 начальнику отдела по Пермскому муниципальному району территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам следует, что Губин Ю.А. является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты инвалидам *** группы в Управлении ПФР в индустриальном районе города Перми. Выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется с 01.01.2005.
Таким образом, истцом в свое время было выбрано право на получение ежемесячной денежной выплаты в качестве социальной гарантии лицу, являющемуся инвалидом *** группы. Оснований для взыскания с ответчика подобной выплаты по иному основанию - как ветерану труда, за прошлое время и удовлетворения требования об обязании назначить и выплачивать, на будущее, не имеется, так как возможность получения двух одинаковых видов социальных гарантий исключена на законодательном уровне, как было указано выше.
Относительно заявленных истцом требований о выплате сумм ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) и дополнительной ежемесячной денежной компенсации (ДЕДК), суд установлено следующее.
Решением комиссии по назначению пособий, рассмотрению вопросов удержания переплат и установлению персональных доплат к государственным пенсиям от 30.12.2013 N 1 было истцу назначена ЕДК за период с 01.09.2012 по настоящее время, как указано в протоколе (л.д. 117). Материалами дела также подтвержден факт перечисления сумм ЕДК почтовым переводом по месту регистрации истца, и их не получение, при этом судебная коллегия согласна с выводом суда, что факт надлежащего уведомления истца о поступлении денежных средств также следует признать установленным. Таким образом, спор о праве по данному требованию отсутствует. За назначением ЕДК как меры социальной поддержки ветерану труда истец к ответчику не обращался, по прежнему месту жительства ЕДК выплачивалась по категории "инвалид". При таких обстоятельствах требования о взыскании суммы ЕДК за период с 01.09.2012 не подлежат удовлетворения ввиду отсутствия спора о праве.
Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Пермского края, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009-N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Согласно указанному порядку, дополнительная ежемесячная денежная компенсация, как и ежемесячная денежная компенсация, выплачиваются территориальным органом Министерства социального развития Пермского края гражданина.
Место жительства (регистрации) гражданина определяется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.
В соответствии с п. 4.2, 4.3, пункта 2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 19.07.2010 N СЭД-33-01-01-206, выплата ДЕДК производиться на основании заявления гражданина, на основании документов о понесенных расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за весь предшествующий период, следовательно, обращение гражданина в соответствующий территориальный орган предполагается.
Документы о начислении и оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги представляются за весь период доплаты дополнительной ежемесячной денежной компенсации (за каждый месяц), но не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.
Сведения о том, что истец обращался по месту жительства с соответствующим заявлением и документами суду не представлены.
Доводы истца о том, что выплаты ему были назначены ранее, в связи с чем необходимость обращаться за назначением соответствующих выплат при смене места жительства отсутствовала, судебной коллегией отклонены, так как сведений об обращении истца за назначением ЕДК и ДЕД К как лицу, имеющему звание "ветеран труда" не представлено. В отделе по Индустриальному району г. Перми выплата ЕДК производилась истцу по основанию "инвалид общего заболевания". При этом без обращения гражданина оценить наличие у него прав получение социальных выплат, назначаемых только при определенных законодательными актами условиях, невозможно.
По основанию "ветеран труда" истцу в январе 2010 года произведена компенсация расходов на приобретение твердого топлива, т.е. иной вид социальной выплаты. Поскольку для назначения каждого вида социальной выплаты законодательством предусмотрена подача соответствующего заявления с приложением подтверждающих документов, до рассмотрения ответчиком заявления истца о назначении и выплате ЕДВ, ЕДК, ДЕДК как "ветерану труда" и отказа в назначении данных выплат, основании для признания прав истца нарушенными, как Обоснованно указал суд, не имеется.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, так как постановлено судом с учетом всех обстоятельств дела, установленных на основании представленных и исследованных в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Губина Ю.А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.