Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А.,
судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.
при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 8 июня 2015 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кобяковой С.А. на решение Куединского районного суда Пермского края от 27 марта 2015 года, которым на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Куединском районе Пермского края возложена обязанность включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы из расчета один года за один год и девять месяцев: с 02.07.1990 по 28.07.1990, с 09.09.1991 по 22.03.1992, с 02.05.1994 по 31.05.1994, с 04.07.1994 по 17.08.1994, с 24.09.1994 по 07.10.1994, с 22.11.1994 по 26.03.1995, с 28.03.1995 по 05.07.1995, с 08.07.1995 по 27.08.1995, с 29.08.1995 по 31.10.1995, с 02.11.1995 по 30.03.1996, с 31.03.1996 по 09.05.1996, с 31.05.1996 по 01.07.1996, с 03.08.1996 по 30.08.1996, с 01.09.1996 по 25.06.1997, с 26.06.1997 по 25.11.1997, с 06.07.1998 по 31.10.1999; из расчета один год за один год три месяца - с 30.12.1992 по 14.04.1993; из расчета год за год: с 09.10.2002 по 06.11.2002, с 12.02.2007 по 16.03.2007; в удовлетворении остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение Кобяковой С.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кобякова С.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ТУ) в Куединском районе Пермского края об оспаривании решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включении периодов работы в специальный стаж как с учетом иного коэффициента, так и не включенного ответчиком периода работы в должности медсестры по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи с 02.03.2007 по 26.12.2014.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кобякова С.А. просит отменить решение в части и принять новое по требованию о включению в специальный стаж работу в должности медсестры по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи с 02.03.2007, в том числе время обучения на курсах повышения квалификации с 21.03.2012 по 17.04.2012, с 08.09.2014 по 18.09.2014, настаивая на доводах о том, что работа в данной должности связана с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.
Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 26.12.2014 Кобякова С.А. обратилась в УПФ РФ по Куединскому району Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.01.2015 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано. В частности, не был включен в специальный стаж период работы в должности медсестры по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ГБУЗ " ***".
Отказывая Кобяковой С.А. в удовлетворении требования о включении этого спорного периода в специальный стаж, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что такая должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы во внимание не принимаются с учетом ниже следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2013 N 1071-0, установление в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих в учреждениях на разных должностях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете выполняемой ими работы по занимаемой должности, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-0, от 19 марта 2009 года N 310-0-0 и др.).
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в действующей редакции - "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной медицинской помощи.
После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).
Истец перешла на работу медсестрой по приему и передаче вызовов бригадам скорой медицинской помощи после 01.11.1999 - в период действия законодательства, не предусматривающего включение работы в указанной должности в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом право на включение спорного периода в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости у нее отсутствует.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куединского районного суда Пермского края от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобяковой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.