Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Железчиковой А.В., судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой
при секретаре О.В. Нечаевой
рассмотрела в судебном заседании 09 июня 2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 26 марта 2015 года,
которым постановлено:
Исковые требования Сердюк В.И. удовлетворить.
Признать решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 16 февраля 2015 года N ** в части отказа в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2015 году Сердюк В.И. незаконным и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края включить Сердюк В.И. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году по Пермскому краю (инвалиды ** и ** группы, инвалиды с детства) под номером **, согласно поданному ею первоначальному заявлению от 03 апреля 2001 года.
Заслушав доклад судьи Н.А. Бургановой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сердюк В.И. обратилась с иском к администрации Кочевского муниципального района Пермского края и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (с учетом уточненных исковых требований) о признании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата незаконным и возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края обязанности включить ее в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году по Пермскому краю под номером **, согласно поданному ею первоначальному заявлению от 03 апреля 2001 года.
В обоснование исковых требований Сердюк В.И. указала, что с 03 апреля 2001 года она состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в подкатегории "пенсионеры".
Решением комиссии по вопросам переселения граждан администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 11 марта 2009 года очередность была переведена на супруга истца С. в подкатегорию "инвалиды" с датой постановки 03 апреля 2001 года.
23 марта 2013 года С. умер.
На основании решения комиссии по вопросам переселения граждан администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 17 апреля 2013 года очередность была переведена на Сердюк В.И.
Письмом администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 17 декабря 2014 года Сердюк В.И. была уведомлена о том, что она включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году, и ей было предложено представить все необходимые документы в срок до 18 января 2015 года.
Письмом администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 02 марта 2015 года на основании указания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края истцу отказано в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2015 году в связи с непредоставлением справки об инвалидности.
Поскольку в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи, истец как супруга С. просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края включить ее в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году по Пермскому краю под номером **, согласно поданному ею первоначальному заявлению от 03 апреля 2001 года.
В судебном заседании истец Сердюк В.И. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального района Пермского края Сухарева Н.В. иск признала частично, пояснила, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края было принято решение об отказе в оформлении и выдаче Сердюк В.И. жилищного сертификата в 2015 году и исключении ее из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2015 году по Пермскому краю в связи с отсутствием справки органа государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности Сердюк В.И., о чем истец была уведомлена, при этом ранее правильность нахождения Сердюк В.И. в подкатегории "инвалиды" Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не оспаривалась.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, выразил мнение в представленном отзыве на исковое заявление, указав, что нахождение Сердюк В.И. в подкатегории "инвалиды" неправомерно в связи с отсутствием справки об инвалидности, в связи с чем истец подлежит включению в подкатегорию "пенсионеры".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Указывает, что в ходе рассмотрения учетного дела Сердюк В.И., являющейся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, было установлено, что нахождение Сердюк В.И. в подкатегории "инвалиды" неправомерно, поскольку отсутствует справка органа государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности Сердюк В.И., в связи с чем Сердюк В.И. должна быть включена в подкатегорию "пенсионеры".
В возражениях на апелляционную жалобу истец Сердюк В.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на них (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав пояснения сторон, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" и приравненных к ним местностей" (далее по тексту Федеральный закон).
Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с подп. "а" п. 17 которых применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 03 апреля 2001 года Сердюк В.И. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в подкатегории "пенсионеры", при этом в состав ее семьи входил также ее супруг С.
Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Кочевского муниципального района Пермского края N 8 от 11 марта 2009 года учетное дело переоформлено на супруга С. и переведено в подкатегорию "инвалиды" по дате подачи первоначального заявления.
23 марта 2013 года С. умер.
После смерти С. решением комиссии администрации Кочевского муниципального района Пермского края N 3 от 17 апреля 2013 года учетное дело переоформлено на жену Сердюк В.И. и оставлено в категории "инвалиды" по дате подачи первоначального заявления с 03 апреля 2001 года.
12 марта 20К года от Сердюк В.И. на имя главы администрации Кочевского муниципального района поступило заявление о включении ее в состав участников подпрограммы на 2015 год. Истец была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году, о чем она была уведомлена письмом администрации Кочевского муниципального района Пермского края N ** от 17 декабря 2014 года.
Письмом администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 02 марта 2015 года N ** Сердюк В.И. уведомлена о том, что решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края N ** от 16 февраля 2015 года ей было отказано в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2015 году в связи с отсутствием справки органа государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, при этом судом правомерно было принято во внимание то обстоятельство, что после смерти супруга Сердюк В.И., как член семьи гражданина, состоявшего на учете, продолжала состоять в очереди в категории "инвалиды", своим заявлением подтвердила свое право и желание участвовать в программе, была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году по Пермскому краю, предоставила все документы, предусмотренные п. 44 Правил для получения сертификата, и принятие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края решения об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2015 году и исключении ее из списка является неправомерным.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Федеральным законом N125-ФЗ (в редакции от 12.07.2011) прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти.
Коль скоро Сердюк В.И. является членом семьи умершего С., который стоял на учете в категории "инвалиды", на день смерти проживала совместно с ним и вела общее хозяйство, то она вправе наследовать право на получение жилищной субсидии и оставаться именно в той очереди, в которой стоял её умерший муж.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА;
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий- Железчикова А.В.
Судьи - Бурганова Н.А.
Казанцева Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.