Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Шалгинова С.Н.,
при секретаре Коноплевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ХакБазисСтрой" об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Абакана
по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "ХакБазисСтрой" Жукова С.П. на решение Абаканского городского суда от 20 марта 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Шалгинова С.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ХакБазисСтрой" Чешуевой Т.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Администрации г. Абакана Кириченко Е.Ю., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "ХакБазисСтрой" (далее ООО "ХакБазисСтрой") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 постановления Администрации г. Абакана от 04.07.2013 N 1250 "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части утверждения схемы границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для оптового и розничного рынка "данные изъяты" Требования мотивированы следующим: при утверждении данной схемы для точек отчета границ территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, приняты два въезда и один вход на обособленную территорию рынка. В границах данной территории расположен магазин "данные изъяты" ООО "ХакБазисСтрой". Согласно генеральному плану застройки въезд с улицы Торговая не является входом для посетителей рынка, и в соответствии с действующим законодательством границы прилегающей территории от него не определяются. Заявитель полагал, что постановление Администрации г. Абакана в оспариваемой части противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя Жуков С.П. поддержал требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Абакана Кириченко Е.Ю. возражала против удовлетворения требований заявителя.
Решением Абаканского городского суда от 20 марта 2015 года в удовлетворении заявления ООО "ХакБазисСтрой" отказано.
С решением не согласен представитель ООО "ХакБазисСтрой" Жуков С.П. В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на решение Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529 об определении способа расчета границ прилегающих территорий, указывает, что оснований для определения дополнительной территории не имелось, поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что минимальное расстояние от входа в здание рынка "данные изъяты" до входов на обособленную территорию составляет менее 50 метров. Полагает недоказанным вывод суда о фактическом использовании проезда на территорию рынка "данные изъяты" с улицы Торговая для входа посетителей рынка.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель заинтересованного лица Администрации г. Абакана Кириченко Е.Ю. выражает согласие с решением суда, указывает на то, что у рынка "Северный" отсутствует обособленная территория, и прилегающая к рынку территория состоит только из дополнительной территории, определенной от входов для посетителей, имеющихся в ограждении территории рынка.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Администрации г. Абакана от 04.07.2013 N 1250 утверждены схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 3 данного постановления утверждена схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для оптовых и розничных рынков:
- муниципальное казенное учреждение города Абакана " "данные изъяты"", расположенное по адресу: РХ, "адрес" (приложение N 6);
- общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", расположенное по адресу: РХ, "адрес" (приложение N 7).
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление Администрации г. Абакана от 04.07.2013 N1250 является нормативным правовым актом, поскольку отвечает вышеприведенным признакам.
Как следует из материалов дела, ООО "ХакБазисСтрой" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "адрес"
Данный магазин расположен в границах прилегающей территории, на которой согласно оспариваемому постановлению Администрации г. Абакана не допускается розничная продажа алкогольной продукции, рынка - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.п. "в" п. 2 Правил).
Территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория) (п. 4 Правил).
Обособленная территория - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (п.п. "б" п. 3 Правил).
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (п.п. "г" п. 3 Правил).
Дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект (п. 5 Правил).
Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил (п. 7 и п. 8 Правил).
Решением Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529 (далее - Решение) определен способ расчета расстояния до границ прилегающих территорий для недопущения розничной продажи алкогольной продукции и установлен орган, уполномоченный на разработку и утверждение схем границ прилегающих территорий, для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 - Администрация города Абакана.
При определении границ прилегающих территорий применяется следующий способ расчета:
1) границы прилегающих территорий устанавливаются на расстоянии, определяемом в метрах по радиусу от центрального входа для посетителей в организацию и (или) объект, указанные в пункте 2 Правил, без учета рельефа территории и искусственных преград;
2) в случае, если названные организации имеют более одного входа для посетителей либо располагаются в нескольких зданиях, то прилегающая территория определяется от каждого входа, за исключением входов, которые не используются для входа посетителей (пожарные, запасные);
3) границы прилегающих территорий определяются в соответствии с минимальными значениями расстояний от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил. В случае когда размер обособленной территории превышает минимальное расстояние, границы прилегающей территории определяются по границам обособленной территории (п. 2 Решения).
Для определения границ прилегающих территорий для оптовых и розничных рынков установлено минимальное расстояние до границ прилегающей территории - 50 метров (п. 3 Решения).
Из приложения N 7 оспариваемого нормативного правового акта - схемы границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для рынка - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", усматривается наличие у данного объекта обособленной территории.
Наличие обособленной территории подтверждается выкопировкой генплана города (л.д. 15-16), схемой эвакуации, являющейся приложением к расчету эвакуации с территории рынка " "данные изъяты"" (л.д. 62).
Согласно приложению N 7 прилегающая территория рынка включает в себя обособленную территорию и дополнительную территорию, определенную в метрах по радиусу от трёх входов для посетителей на обособленную территорию.
В соответствии с указанным выше нормативным регулированием способ расчета при определении границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции является прерогативой органов местного самоуправления, они вправе применять избранный ими подход для расчета в целях соблюдения установленного Правилами условия об учете конкретных особенностей местности и застройки при определении прилегающих территорий, в том числе и дополнительных территорий.
Как указывалось выше, подпунктом 3 пункта 2 Решения установлено, что при определении границ прилегающих территорий в случае, когда размер обособленной территории превышает минимальное расстояние, границы прилегающей территории определяются по границам обособленной территории.
Частью 1 статьи 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, что размер обособленной территории рынка не превышает минимальное расстояние 50 метров, в судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Администрации г. Абакана Кириченко Е.Ю. пояснила, что такие расчеты не производились как при принятии оспариваемого нормативного правового акта, так и при рассмотрении данного дела в суде.
В том случае, если размер обособленной территории превышает минимальное расстояние, и границы прилегающей территории должны быть определены по границам обособленной территории, использование при определении дополнительной территории в качестве точек отсчета входов для посетителей на обособленную территорию увеличивает зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции по сравнению с тем, как она должна быть определена в порядке, установленном Правилами и Решением.
Доводы представителя заинтересованного лица Администрации г.Абакана Кириченко Е.Ю., указанные в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что у рынка " "данные изъяты"" отсутствует обособленная территория, и прилегающая к рынку территория состоит только из дополнительной территории, определенной от входов для посетителей, имеющихся в ограждении территории рынка, не могут быть приняты, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе оспариваемым нормативным правовым актом, и противоречат положениям подпункта "б" пункта 5 Правил.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 39 Устава города Абакана установлено, что Администрация города Абакана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений Совета депутатов города Абакана, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения города Абакана, органов местного самоуправления города Абакана.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого нормативного правового акта основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и пункт 3 постановления Администрации г. Абакана от 04.07.2013 N 1250 "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части утверждения схемы границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для оптового и розничного рынка ООО " "данные изъяты"" противоречит Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425, и решению Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований ООО "ХакБазисСтрой" о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, судебная коллегия признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего определения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 20 марта 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать недействующим пункт 3 постановления Администрации г.Абакана от 04 июля 2013 года N 1250 "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части утверждения схемы границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для оптового и розничного рынка - общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" со дня вступления настоящего определения в законную силу.
Председательствующий Страхова О.А.
Судьи Долгополова Т.В.
Шалгинов С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.