Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,
при секретаре Левочкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе Управления министерства внутренних дел России по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению А.Е.Б. об оспаривании решения комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
А.Е.Б. обратился в суд с заявлением, указав, что является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, и на основании Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. В целях реализации своего права им были поданы документы и заявление о постановке на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения на семью из трех человек в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГг. N в постановке на учет ему было отказано на основании п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты", поскольку он не относится к категории сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Считает данный отказ в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и необоснованным, поскольку ни он, ни члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, ни он, ни члены его семьи не являются собственниками жилья, кроме его супруги, однако ее доля в жилом помещении составляет "данные изъяты" кв.м., в связи с чем на одного члена его семьи приходится "данные изъяты" кв.м. Заявитель и его сын зарегистрированы в домовладении, принадлежащем его матери, по адресу: "адрес", супруга зарегистрирована в двухкомнатной "адрес", где кроме нее на регистрационном учете состоят и фактически проживают еще три человека - отец, мать и брат А.Л.Ф. В течение последних трех лет проживает совместно с членами семьи по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности С.Н.А. В связи с этим он обратился в суд и просит признать незаконным решение комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии его с семьей в составе 3 человек на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации Астраханской области поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Астраханской области судебные расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей, представительские расходы в сумме "данные изъяты" рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей.
Заявитель А.Е.Б. и его представитель М.С.А. в судебном заседании доводы заявления поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель УМВД России по Астраханской области Г.Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение было принято законно и обоснованно.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования А.Е.Б. удовлетворены. Решение комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным в части отказа в принятии А.Е.Б. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал поставить А.Е.Б. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением. Взыскал с УМВД России по Астраханской области в пользу А.Е.Б. расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей, представительские расходы в сумме "данные изъяты" рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в сумме "данные изъяты" рублей.
В жалобе УМВД России по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение заявителя А.Е.Б. и его представителя М.С.А., в соответствии с требованиями статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя УМВД России по Астраханской области Г.Н.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право: на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (части 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что А.Е.Б. проходит службу в органах внутренних дел и занимает должность полицейского-водителя группы обслуживания (следственно-оперативной группы) дежурной части УМВД России по г. Астрахани.
ДД.ММ.ГГГГ А.Е.Б. обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии его с составом семьи 3 человека (жена А.Л.Ф., сын А.П.Е.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент обращения его стаж службы в органах составлял ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное заявление было рассмотрено и решением комиссии УМВД России по Астраханской "адрес" по предоставлению единовременной социальной выплаты в его удовлетворении отказано, поскольку А.Е.Б. с сыном А.П.Е. зарегистрирован и проживает в домовладении (принадлежащем на праве собственности его матери А.Т.А.), общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", где зарегистрировано и проживает еще два человека - мать заявителя А.Т.А. и брат А.Ю.Б. Супруга А.Л.Ф. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире (принадлежащей на праве долевой собственности, т.е. "данные изъяты" А.Л.Ф., "данные изъяты" доля ее бабушке - З.Д.И., "данные изъяты" доля ее отцу З.Ф.Х., "данные изъяты" доля матери З.А.Б. и "данные изъяты" доля брату З.И.Ф.), общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу: "адрес", где зарегистрировано и проживает еще три человека - отец, мать и брат.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что семья А. (заявитель, супруга и несовершеннолетний ребенок) проживает по адресу: "адрес". Проверка указанных сведений комиссией не проводилась, а соответственно доказательств, их опровергающих, не установлено. Напротив, факт проживания семьи по вышеуказанному адресу подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя требования А.Е.Б., суд первой инстанции правильно применил положение части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет; обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения: 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке; установленном законодательством Российской Федерации.
Членом семьи матери А.Т.А. - собственника домовладения по адресу: "адрес" заявитель не является и не может быть отнесен к категории лиц, перечисленных в части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, согласно которой членами семьи собственника являются лица, проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о признании решения комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.
Ссылка апелляционной жалобы на пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, согласно которому необходимый перечень документов, установленных настоящим пунктом, предоставляются в комиссию за последние 5 лет, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку указанный довод не являлся основанием к отказу в принятии заявителя на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем не подлежал оценке в суде первой инстанции.
Довод жалобы о том, что А.Е.Б. не подтвержден факт совместного проживания заявителя с супругой и ребенком ввиду его регистрации в домовладении матери, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку факт регистрации не свидетельствует о месте проживания А.Е.Б. и членов его семьи.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда). Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Данным доводам судом дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления министерства внутренних дел ФИО2 по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Стёпин А.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.