Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Хаировой Д. Р., Степина А. Б.
при секретаре Левочкиной А. А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Службы государственного технического надзора Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2015 года по делу по заявлению Летова ФИО10 об обжаловании действий должностного лица, связанного с отказом регистрационных действий,
УСТАНОВИЛА:
Летов С. П. обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у ФИО6 в неисправном состоянии трактор "данные изъяты" года выпуска. На протяжении трех лет он ремонтировал трактор. По окончании ремонта в феврале 2015 года он обратился в службу гостехнадзора Астраханской области по Ахтубинскому району с заявлением о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ он представил должностному лицу гостехнадзора по Ахтубинскому району трактор и документы: свидетельство о регистрации машины; паспорт самоходной машины, договор обмена предыдущего собственника и договор купли - продажи. В этот же день трактор был осмотрен государственным инженером - инспектором ФИО7, по результатам осмотра был составлен акт, согласно которому трактор находится в исправном состоянии. Однако, в его регистрации было отказано, поскольку трактор не был зарегистрирован в установленном порядке предыдущим собственником. Он не может с этим согласиться, так как трактор исправен, на него имеются все необходимые документы. Летов С. П. просит суд признать незаконными действия главного государственного инженера - инспектора Службы государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району Стебенькова С. В, связанные с отказом в государственной регистрации трактора "данные изъяты" года выпуска, обязать Службу государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району осуществить государственную регистрацию трактора.
В судебном заседании Летов С. П. заявление поддержал. Главный государственный инженер - инспектор Службы государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району Стебеньков С. В. просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2015 года признаны незаконными действия главного государственного инженера - инспектора Службы государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району Стебенькова С. В, связанные с отказом в государственной регистрации трактора "данные изъяты" года выпуска, суд обязал Службу государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району осуществить государственную регистрацию трактора "данные изъяты" года выпуска.
В апелляционной жалобе Службы государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, в обоснование жалобы указано, что трактор ранее был снят с учета в Волгоградской области, ФИО1 приобрел его у ФИО6 с документами, не оформленными в установленном порядке, полагают, что все претензии по отказу в регистрации должны быть направлены в адрес предыдущего собственника, отсутствие в документах регистрации трактора за ФИО6 не дает оснований для производства регистрационных действий.
Заслушав представителя Службы государственного технического надзора Астраханской области по Ахтубинскому району - Кареву Л. Х., поддержавшую жалобу, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ согласно договору купли-продажи Летов С. П. приобрел у ФИО6 в неисправном состоянии трактор "данные изъяты" года выпуска .
По окончании ремонта в феврале 2015 года Летов С. П. обратился в службу гостехнадзора Астраханской области по Ахтубинскому району с заявлением о регистрации трактора.
16 февраля 2015 года Летов С. П. представил должностному лицу гостехнадзора по Ахтубинскому району трактор и документы: свидетельство о регистрации машины; паспорт самоходной машины, договор обмена предыдущего собственника и договор купли - продажи.
В этот же день трактор был осмотрен государственным инженером - инспектором Стебеньковым С. В., по результатам осмотра был составлен акт, согласно которому трактор находится в исправном состоянии. Однако, в его регистрации было отказано, поскольку трактор не был зарегистрирован в установленном порядке предыдущим собственником
С данным отказом Летов С. П. не согласился и обжаловал его в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 938, а также пунктом 24 Административного регламента от 29 мая 2014 года N 2 оснований для отказа в регистрации самоходной машины не имеется.
Судебная коллегия с данным выводом согласна.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 " О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации ", пунктом 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака " Транзит " или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 постановления).
Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, зарегистрированными в Минюсте России 27 января 1995 года N 785 (далее - Правила).
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).
Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака " Транзит " или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
Из паспорта самоходной машины усматривается, что прежним собственником не были осуществлены регистрационные действия, регистрационные знаки на трактор не получены.
Однако данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии права собственности на трактор у Летова С. П. и незаконности заключенной сделки с Султановым И. Б. поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяющимся на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.
Таким образом, выводы гостехнадзора о том, что прежний собственник не приобрел право собственности на трактор, поскольку не зарегистрировал его в органах Гостехнадзора, а договор купли-продажи не является законным и не может служить основанием для постановки на учет трактора, основаны на неправильном толковании закона. Соответственно, признание Летова С. П. добросовестным приобретателем в судебном порядке для постановки машины на учет не требуется.
Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ " О безопасности дорожного движения " связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.
Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.
Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (пункт 3 статьи 15 ФЗ " О безопасности дорожного движения ", пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года " О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ ").
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства N 938 регистрация транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.1, 3.22 - 3.22.2 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26 июня 1995 года, Минсельхозпродом Российской Федерации 28 июня 1995 года, регистрации в паспортах не допускаются подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова, цифры и иные неоговоренные исправления, записи карандашом. Текст должен быть написан ясно и четко, наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их жительства. Подписи заверяются печатями с четко различными наименованиями организаций.
Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки " Наименование (Ф.И.О.) нового собственника ", " Адрес ", " Дата продажи (передачи) ", " Подпись прежнего собственника или владельца ", " Место печати " заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки " Наименование (Ф.И.О.) владельца машины " и " Адрес ". Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Наличие всех вышеперечисленных сведений, предусмотренных Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, а также отсутствие регистрации самоходной машины за продавцом в органах Гостехнадзора подтверждается также паспортом самоходной машины на трактор МТЗ - "данные изъяты" года выпуска , представленным Летовым С. П ... на регистрацию.
Учитывая, что трактор предыдущим собственником не регистрировался, то отсутствие печати органа Гостехнадзора в паспорте самоходной машины не могло являться основанием для отказа в регистрации снегохода, в случае предоставления заявителем на регистрацию самоходной машины и необходимых для регистрации документов.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы государственного технического надзора Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.