Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,
при секретаре Левочкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе представителя М.Г.А. по доверенности Д.А.Д. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску М.Г.А. к ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани", Правительству Администрации Астраханской области об обязании включения в льготный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
М.Г.А. обратилась в суд с иском к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения указав, что постановлением администрации Трусовского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N она признана лицом, оставшимся без попечения родителей и определена в учебное учреждение на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ года истец являлась воспитанницей социального приюта для несовершеннолетних " "данные изъяты"", затем переведена в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты"". С ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ОГОУ " "данные изъяты"" и в указанный период проживала в общежитии при учебном учреждении. На момент утраты родительского попечения за истцом постановлением администрации Трусовского района г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ на праве долевой собственности было сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Просила суд обязать Правительство Астраханской области предоставить М.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Впоследствии истец увеличила исковые требования, просила суд признать незаконным отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной защиты населения Трусовского района г. Астрахани" о включении М.Г.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязать ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" включить М.Г.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязать Правительство Астраханской области предоставить М.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель М.Г.А.- Б.А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Астраханской области К.М.А. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" К.П.А. исковые требования не признала, просила суд в иске отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования М.Г.А. к ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани", Правительству Астраханской области об обязании включения в льготный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В жалобе представитель заявителя Д.А.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не были учтены существенные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Учитывая надлежащее извещение заявителя М.Г.А., ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани", Правительства Астраханской области, в соответствии с требованиями статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя заявителя Д.А.Д., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 действовавшего до 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец М.Г.А., а также М.М.М., М.А.А., М.А.А., М.Н.А. являются собственниками "данные изъяты" доли домовладения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м.
Решениями Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ М.М.М. и М.А.А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе М.Г.А.
Постановлением администрации Трусовского района г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ истец была определена в детское государственное учреждение на полное государственной обеспечение. За М.Г.А. этим же постановлением сохранено право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ М.Г.А. являлась воспитанницей ГБОУ Астраханской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты"" и находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ М.Г.А. выбыла в ПУ N г. Астрахани
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" N от ДД.ММ.ГГГГ М.Г.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением 23 летнего возраста.
Отказывая в удовлетворении заявленных М.Г.А. требований, суд первой инстанции исходил и того, что до 23-летнего возраста истец не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была поставлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилье среди указанной категории лиц, на момент обращения в ГКУ Астраханской области "Центр социально поддержки населения "адрес"" с заявлением о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, не относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста, оснований для предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Истец не была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет и не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади. То есть на момент обращения в суд М.Г.А. не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Довод жалобы о том, что истец была лишена возможности своевременно встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку была введена в заблуждение сотрудниками органов исполнительной власти, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку не является препятствием для своевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет.
При таких обстоятельствах, установив, что М.Г.А. до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на М.Г.А. не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Г.А. по доверенности Д.А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Стёпин А.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.