Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Крютченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N3-323/15 по заявлению Некоммерческого партнерства "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности восьми земельных участков, расположенных в Дмитровском районе Московской области, просило установить кадастровую стоимость каждого из этих земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в Отчете "данные изъяты", подготовленном по заказу заявителя и получившим положительное экспертное заключение..
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, которая была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" (далее - Распоряжение N562-РМ) повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Заявителем соблюден досудебный порядок разрешения спора.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица: Министерства имущественных отношений - Левина М.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просила отказать по тем мотивам, что представленный заявителем Отчет об оценке, определяющий рыночную стоимость земельных участков, не соответствует требованиям нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
Министерство экологии и природопользования Московской области в письменном ходатайстве просило рассмотреть дело без участия представителя министерства.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, полагает удовлетворить заявленные требования. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права собственников данных земельных участков.
Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 01 марта 2011 года N275-О-О).
В силу ч.1 ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Судом исследованы представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 21-28) и документы кадастрового учета, из которых установлено, что НП "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 127820 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 174797 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 107360 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 57191 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 73364 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 173682 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 13169 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 4389 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N562-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области - по состоянию на 01 января 2013 года.
Распоряжением N562-РМ установлена кадастровая стоимость принадлежащих заявителю указанных земельных участков:
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Обращаясь с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему указанных земельных участков заявитель ссылался на то, что рыночная стоимость этих земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости и составляет:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Заявитель просил принять решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере указанной рыночной стоимости.
В подтверждение действительной рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков с указанными кадастровыми номерами заявитель представил Отчет "данные изъяты" и положительное экспертное заключение "данные изъяты", составленное экспертом "данные изъяты" "данные изъяты" на подтверждение стоимости, включающей в себя нормативно-методическую экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (Приложение 2).
Судом установлено, что заявителем соблюден обязательный досудебный порядок рассмотрения спора.
Из представленных материалов усматривается, что 27 ноября 2014 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 24 октября 2012 года NП/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области, принято заявление НП "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости восьми земельных участков с указанными кадастровыми номерами (л.д. 29-34).
Решением от 19 декабря 2014 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление НП "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" отклонила (л.д. 37-40).
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства, доводы представителей заинтересованных лиц суд приходит к выводу о соответствии Отчета "данные изъяты" требованиям Федерального закона N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены Федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256 (далее - ФСО N1).
В соответствии с п.18 ФСО N1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки, изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Пункт 19 ФСО N1 устанавливает, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Судом проверены доводы Министерства имущественных отношений Московской области о том, что в нарушение п. 20 ФСО N1 в Отчете не обоснован отказ от применения доходного подхода к оценке.
В соответствии с требованиями п.20 ФСО N1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Таким образом, в силу указанной нормы, оценщик вправе отказаться от применения того или иного подхода при условии обоснования такого отказа в отчете.
Как усматривается из Отчета "данные изъяты" в нем подробно проанализированы достоинства и недостатки каждого из подходов и приведены обоснования применения или отказа от применения того или иного подхода к оценке объектов оценки и их методов. В том числе обоснована нецелесообразность применения доходного подхода для оценки принадлежащих заявителю земельных участков, указано, что оцениваемые объекты используются по прямому функциональному назначению - для размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, поэтому получение земельной ренты в этом случае невозможно (Отчет, л. 74-75).
С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы представителя Министерства имущественных отношений Московской области о необоснованном отказе оценщика при рыночной оценке земельных участков заявителя от применения доходного подхода.
Из Отчета "данные изъяты" следует, что итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки рассчитана в процессе проведения оценки с применением сравнительного подхода, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающим сравнение объектов оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах.
Как усматривается из Отчета оценщик обоснованно использовал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода как единственно возможный в данном случае.
Пункт 13 ФСО N1, пункт 14 ФСО N4 и пункт 22 ФСО N7 дают определение сравнительного подхода как совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным. Каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. Для сравнения объекта с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, используется ряд элементов сравнения, в том числе вид использования, местоположение объекта, уникальные физические характеристики, в том числе свойства земельного участка, и другие характеристики, влияющие на стоимость.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года N568-р, применение метода сравнения продаж предусматривает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами, определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов. В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов), как правило, должны быть близки друг другу. В случае значительных различий скорректированных цен целесообразно выбирать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение, значения корректировок.
В Отчете приведен подробный анализ рынка земли в Подмосковье, анализ фактических данных о ценах сделок и предложений в исследуемом сегменте рынка недвижимости рекреационного назначения, анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
В данном случае для сравнительного анализа продаж оценщиком были выбраны по принципу сопоставимости, основанному на установлении сходства показателей между объектом оценки и объектами-аналогами, три наиболее близких объекта-аналога - предлагаемые к продаже земельные участки.
Оценщиками учтены все ценообразующие факторы, определены и применены соответствующие корректировки или мотивирован отказ от их применения. В том числе оценщиком мотивировано применение корректировок на направление, на площадь, на наличие инженерных коммуникаций, на транспортную доступность.
Расчет стоимости земельных участков приведен в таблице N 30 Отчета. При этом, как усматривается из таблицы N 27, в результате проведенной корректировки по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога скорректированные цены объектов-аналогов близки друг другу.
Суд не может согласиться с доводом представителя заинтересованного лица о необосновании оценщиком вывода о том, что земельные участки оцениваются как условно свободные.
В силу положений п. 20 ФСО N7 при определении рыночной стоимости земельных участков все участки оцениваются как условно свободные.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или судебном порядке, не установлено иное.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица не оспаривала определенную в Отчете "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2013 года рыночную стоимость принадлежащих НП "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" земельных участков.
При таких обстоятельствах суд полагает, что представленный в подтверждение рыночной стоимости земельных участков Отчет N33/14-Н может быть признан доказательством, подтверждающим достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости принадлежащих заявителю земельных участков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями абз.5 ст.24.20 Федерального закона N135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку кадастровая стоимость принадлежащих заявителю восьми земельных участков с указанными кадастровыми номерами утверждена Распоряжением 562-РМ от 26 ноября 2013 года, а заявление в Комиссию подано заявителем в ноябре 2014 года, - сведения о кадастровой стоимости, установленной судом, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Некоммерческого партнерства "Горнолыжный клуб Леонида Тягачева" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков - удовлетворить.
1.Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 127820 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 174797 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
3. установить кадастровую стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 107360 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
4. установить кадастровую стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 57191 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
5. установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 73364 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства спортивного горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
6. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 173682 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
7. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 13169 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
8. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 4389 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для спортивных целей - размещения и обслуживания горнолыжного комплекса, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере "данные изъяты"
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости каждого из земельных участков с указанными кадастровыми номерами, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области - 27 ноября 2014 года, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.