Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М. В.,
судей Цуркан Л. С., Бекловой Ж. В.,
при секретаре Дьяченко Ю. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015
года апелляционную жалобу Паршиковой Светланы Гришаевны на решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу по иску Паршиковой Светланы Гришаевны в интересах несовершеннолетних Паршиковой Елизаветы Ивановны, Паршикова Никиты Ивановича к Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании выдать удостоверения,
заслушав доклад судьи Мертехина М. В.,
объяснения истца, ее представителя по доверенности Кузнецовой Л. П.,
УСТАНОВИЛА:
Паршикова С. Г. обратилась в суд с указанными требованиями в интересах несовершеннолетних Паршиковой Елизаветы Ивановны, Паршикова Никиты Ивановича к Министерству социальной защиты населения Московской области мотивировав их тем, что она с семьей являются пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы. Паршикова С.Г. в период с 07.12.1992 года по 10.03.2009 года проживала в населенном пункте, который по плотности радиоактивного загрязнения относится к зоне с правом на отселение, ее муж Паршиков И.И. - с 26.04.1986 года по 11.05.2013 года, их дети Паршикова Е., "данные изъяты", и Паршиков Н., "данные изъяты", проживали с момента рождения по 10.03.2009 года.
Министерством здравоохранения и социального развития Калужской области 16.12.2004г. ее несовершеннолетним детям выданы соответствующие удостоверения как постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселения.
В связи с выездом добровольно из зоны проживания с правом на отселение Паршикова С.Г. обратилась в Серпуховское городское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения о выдаче ей и ее несовершеннолетним детям соответствующего удостоверения "гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселения", для получения мер социальной поддержки, установленных Законом. Однако 20.09.2013г. в выдаче таких удостоверений было отказано.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области не явился, извещен.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, извещен.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истицы и ее представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица, в период с 07.12.1992 года по 10.03.2009 года и ее несовершеннолетние дети до 10.03.2009 года проживали и были зарегистрированы по адресу: Калужская область, Жизринский район, д.Младенск, ул.Центральная, д. 38, который подвергся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и распоряжения Правительства РСФСР N237-Р от 28.12.1991 года отнесен к "зоне с правом на отселение".
Детям истицы Министерством здравоохранения и социального развития Калужской области выданы удостоверения как лицам, проживающим в зоне проживания с правом отселения.
В связи с переездом в г. Серпухов Московской области истица обратилась в Серпуховское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области для обмена ранее выданных Министерством здравоохранения и социального развития Калужской области удостоверений.
Соответствующие удостоверения как лицам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение из д. Младенск Калужской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС были выданы истице и ее мужу. Однако в выдаче таких удостоверений несовершеннолетним детям истицы было отказано.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, подразделяются на категории, среди которых законом выделены граждане, постоянно проживающие на территории зоны отселения до их переселения в другие районы (п. 9 ст. 13) и граждане, переселенные (переселяемые), в том числе, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (п. 6 ст. 13).
Из положений данного Закона усматривается, что законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом.
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года N 228/271/63н "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Указанный порядок предусматривает выдачу удостоверений как гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, так и гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения.
Так как меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, для вышеуказанных категорий граждан различаются, то выдача удостоверений единого образца предусматривается по различным основаниям.
Как следует из Закона, после добровольного переселения гражданина из радиоактивно загрязненной зоны (в данном случае - зоны отселения), его статус изменяется.
Законом помимо категорий граждан и мер социальной поддержки, также установлены специальные условия предоставления мер социальной поддержки, которые распространяются в обязательном порядке на граждан, проживавших на радиоактивно загрязненной территории после установленного Законом времени.
Часть 1 ст. 22 Закона предусматривает меры социальной поддержки "гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона ... ", то есть гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Законодателем в части второй указанной статьи прямо установлены условия предоставления мер социальной поддержки иным категориям граждан, а именно, проживавшим и выехавшим с территории зоны отселения (" ... гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение ... ").
Кроме того, ч. 3 ст. 22 настоящего Закона не предусматривает предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст. 7 настоящего Закона.
Зонами радиоактивного загрязнения, в соответствии со ст. 7 Закона являются: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Несовершеннолетние Паршикова Е. И. и Паршиков Н. И., как установлено судом первой инстанции, проживали на территории зоны отселения с 23.06.1999 года и 15.09.2002 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд обоснованно указал, что поскольку несовершеннолетние дети истицы родились после 01.01.1994 года и впоследствии выехали из зоны отселения, то оснований к выдаче им удостоверений единого образца, как гражданам, переселившимся в добровольном порядке из зоны отселения, не имеется.
Замена удостоверений установленным порядком не предусмотрена, так как отнесение гражданина к той или иной категории пострадавших от воздействия радиации является самостоятельным основанием для выдачи ему удостоверения единого образца.
Таким образом, законодателем определены меры социальной поддержки проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, и согласно пункту 9 части первой статьи 13 Закона специальные удостоверения, выдаваемые гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны отделения, подтверждают право указанных граждан на получение мер социальной поддержки только в период их постоянного проживания (работы) в соответствующей зоне. В случае выезда указанных граждан из зон радиоактивного загрязнения эти граждане утрачивают право на получение мер социальной поддержки как проживающие в зоне отселения и, следовательно, приобретают другую категорию в соответствии с Законом (например, выехавшие добровольно, эвакуированные, переселенные), учитывая нормы действующего законодательства (в данном случае необходимо учитывать нормы части 3 статьи 22 Закона - условие проживания до 1 января 1994 года).
Таким образом, судом первой инстанции в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетоворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.